Дом литераторов. История и современность. Центральный дом литераторов Легенды и Мифы ЦДЛ

Вы когда-нибудь сталкивались с сознательной дискриминацией, замаскированной под интеллигентную избранность? Приходилось ли вам ощущать на себе завуалированную под эксклюзивное членство сортировку на социальные классы? Вас когда-нибудь определяли как человека второго сорта просто потому что вы не так одеты или у вас не тот вид? Если нет, то все это вы можете испытать в обновленном ресторане «», который пару месяцев назад переделался в «Московский Столичный Клуб».

Первые признаки того, что в историческом особняке XIX века с многолетней историей поселился клуб для избранных, видны еще на улице. Над парадным входом с потрепанной, протертой красной ковровой дорожкой развеваются новые флажки с эмблемами клуба. На стойке хостес разложены новые визитки. Там же стоит охранник и настороженно следит за всеми прибывшими гостями, провожая их суровым взглядом вверх по лестнице, где у входа в «Дубовый зал» красуется табличка с надписью: «Только для членов клуба и их гостей».

Несмотря на то что в интерьере ресторана ничего не поменялось, насладиться всем величием старинного оформления, посидеть под люстрой, подаренной Сталиным Горькому, или взглянуть на настенные фрески не получится. Если вы не «член», то вас туда попросту не пустят, а отправят в отдельную деревянную комнату, именуемую «Каминным залом», где за массивной дверью расположись с десяток грузных столов, большие стулья с прямыми высокими спинками, камин, небольшой кабинет и черный ход в туалет, спрятанный от глаз «членов» аж двумя шторами. Оформление комнаты никаких вопросов не вызывает, немного по-рыцарски, очень по-музейному и весьма добротно. Но то, что без всяких объяснений гостя поспешно уводят от светлого, большого и красочного «Дубового» зала в пустую комнату, кидают на стол меню и оставляют в полной тишине и холоде (кондиционер там работал так усердно, что дискомфорт наступил минут через пять), на определенные вопросы наводит.

Меню в «» изменилось, немного разрослось в размерах, обзавелось новыми разделами и двумя столбцами с ценами. Для «не членов» — подороже, для «членов» — подешевле. Наименования позиций вполне понятные, но объяснений к ним не предусмотрено. Набор блюд переливается то красками советской эпохи, то европейской классикой. Понять, над чем в меню поработал господин Комм, сложно, потому что никаких внятных пометок рядом с блюдами нет, а есть либо приписки заморского слова «New», либо какой-то год. На мои вопросы по поводу творений маэстро официант ничего внятного ответить не смог, и не потому что не хотел, он просто не знал. Его ответ дословно: «Наверное, то, что с пометками сбоку, это Комм, остальное - старое». С учетом того, что помечено было почти все меню, пришлось выбирать наугад.

Первым номером, спустя 20 минут после заказа, прибыло «Севиче из лосося». Хотя официант настаивал, что рыба свежая, во вкусе ощущалась какая-то копченость. Более того, внешне блюдо больше походило на тартар, что тут же перевело его из разряда севиче в разряд холодных закусок с европейским оттенком. Заказывая «Севиче», я ожидал прохладу, остроту и кислинку лайма или лимона, а получил переплетение горчицы и копчености. Для меня комбинация сработала, вкус был предельно четкий, простой и ненавязчивый, но всё же это было не севиче. «Блин » в меню стоял в гордом одиночестве без каких-либо пояснений. Внешне он был неказист, немного бледен и скрывал в себе два сюрприза: яйцо и спаржу. Опять-таки персонал о секретных элементах не предупредил, а сам я узнал о них лишь со второго надреза. Если насыщенная, сладковатая грибная начинка с яйцом сочеталась отменно, то спаржа не только выбивалась по текстуре, но и с каждым укусом захватывала все больше и больше внимания у рецепторов. «Макароны с томатами и базиликом» оказались вовсе не макаронами, а спагетти. Я надеюсь, что это была не ошибка в меню, а намеренная отсылка к советской эпохе, когда все виды пасты именовались «макаронами». Главное, что советское прошлое на качестве блюда не отразилось. Паста была приготовлена безупречно. Спагетти сварили как полагается, аль денте, и снабдили прекрасным соусом, в котором сочетались воздушность, нежная сладость и ожидаемая кислинка помидоров, а едва заметные элегантные вкрапления твердого сыра привнесли легкую пикантность и искру бодрости. За пастой последовал «Шашлык из баранины», который пришлось ждать более 30 минут. Визуально - печаль на тарелке. На черной, стилизованной под камень посуде покоились с миром две черные неопрятные мясные полоски, несколько ломтиков овощей, капли чего-то зеленого, белый классический соусником и мазок горчицы. С опаской я снял пробу. Черт. Вкусно. И не просто вкусно, а так, что хотелось доесть и еще заказать. Мясо под черным покрывалом пряталось нежное, мягкое. Сока в нем было много, вкуса еще больше. Соус «Наршараб» - очевидно домашний, темный, густой, сладковатый. За шашлыком вышел на просмотр «Бургер », опять без разъяснений и описаний в меню. Внешне - «Пизанская» башня. На вкус – ничего особенного, без изысков и без сочности. Котлета была слишком большая, сухая, пресная, и прожарка совсем не средняя, как просил, а однородно-серая. Кружок помидора - толщиной с указательный палец. Луковые кольца – увесистые, кусачие и жесткие. Булка слишком большая и крошащаяся. Яйцо ничего дельного во вкусовой набор не привнесло и лишь попачкало руки. Кстати, руками данную конструкцию есть было невозможно, а попытка разрезать башню привела к ее распаду на отдельные элементы, которые пришлось заново собирать воедино, прежде чем отправить в рот. Не впечатлило меня своим видом и «Филе Миньон». Разрезанный пополам кусок мяса лежал на очередной черной доске в компании нескольких хвостов бок-чой. Но стоило все это попробовать, как позитив вернулся. Мясу, очевидно, дали отсидеться, отчего весь сок остался внутри и не растекся по доске. Сам стейк получился в меру сочный, мягкий, резался как масло, жевался как сливочная помадка. Бок-чой оказалась хрустящая, но не сырая, интересная и прекрасно гармонировала с добротным сладковатым соусом, который, в свою очередь, делал вкус мяса более концентрированным.

Где-то на середине трапезы в «специальную комнату» стали периодически вваливаться люди, то по одному, то целыми группами. Вначале я подумал, что это типичные экскурсии, но нет, это были работники заведения, которые очень громко и демонстративно обсуждали разные аспекты своей работы, куда столы передвинуть, как бокалы расставить, где разместить стулья. Их совершенно не волновало то, что на расстоянии двух метров сидел я и вроде как обедал. Мое присутствие они в упор не замечали, и никому из них не пришла в голову мысль извиниться или хотя бы говорить чуточку тише. Зато одинокий официант в черной жилетке появлялся в спецкомнате лишь с блюдами. Все остальное время я восседал один (около 15 минут со мной отсидела молодая пара, но, видимо, осознав, куда их запихнули, они попросили счет и удалились). Как я уже подметил, блюда прибывали с опозданием. На обед из шести блюд я потратил примерно 1 час 40 минут. Никакой информации мне никто не давал, меню не разъяснял, не советовал и даже не пытался выяснить, если мне что-нибудь нужно помимо заказа. Хотя о чем это я? Я же «не член». А был бы «членом», сидел бы, как уважаемые люди, в «Дубовом зале».

Итог таков:

Бесспорно, с приходом господина Комма еда в стала лучше. Безусловно, в меню появилось много нового. Но никакая, даже самая вкусная еда от самого именитого шефа не может сгладить неприятное ощущение того, что в новоиспеченном а-ля «элитном» клубе всех гостей сознательно и намеренно делят на нужных и ненужных, на правильных и неправильных, на членов и не членов, скрывая всё это под вуалью эксклюзивности.

Публикация от Михаил Костин (@mkostin_ru) Июл 12 2017 в 1:30 PDT

Это не просто ресторан, это легенда, легенда московская, советская, писательская и отчасти архитектурная. Зайти туда стоит хотя бы ради того, чтобы сказать «Я бывал в », и не так уж важно, какая там еда и какое там обслуживание, важен сам факт. Раньше в Москве были и другие похожие заведения, например, рестораны «Прага», «Пекин», «Арбат», «Советский», рестораны при «Интуристе» и при «Доме Актера». Сейчас, увы, их уже нет, из старожилов остались «Узбекистан» , новодел «Арагви» и, конечно же, .

Пару лет назад за ресторан взялась команда Ragout во главе с Алексеем Зиминым, Семеном Крымовым и Екатериной Дроздовой. Но проект не заладился и, спустя два года, следы их «современного» подхода растворились, как, кстати, и сам Ragout . Сегодня внутри роскошного особняка конца XIX века на Поварской улице напротив Государственного Театра Киноактера за массивными дверьми, к которым ведет красная ковровая дорожка, вновь скрывается частичка истории, причем как российской, так и советской.

О Центральном Доме Литераторов и его истории можно говорить много и долго, но, поскольку меня интересовала кухня, я пропустил экскурсию и отправился вверх по темной лестнице в большой дубовый зал (в ресторане шесть разных залов плюс веранда), с головы до ног одетый в красное дерево, с витражами, резной лестницей, высоченным потолком, большой фреской на стене и огромной люстрой, которую Сталин подарил Горькому. Из одного угла мне подмигивало черное фортепьяно с фотографиями на крышке, из другого - камин, а в самом центре красовалась большая ваза с цветами. В обед занято было лишь два столика, правда, по залу периодически проплывали экскурсионные группы с фотиками и телефонами.

Меню в компактным не назовешь, оно достаточно объемное и пытается всеми силами показать авторской взгляд шеф-повара Сергея Лобачева одновременно на европейские блюда и традиционную русскую кухню , но если приглядеться, то почти в каждом наименовании можно увидеть дух Советского Союза . В оформлении блюд тоже прослеживаются советские нотки, хотя их товарищ Лобачев очень усердно прячет под всякими чипсами, каплями, полосками и щепотками. Что же до вкусов и рецептуры, то они даже не стесняются своей старомодной натуры и отсылают кулинарным экспрессом гостей прямиком в СССР.


  • Хлебная корзина, 0 ₽

  • Пирожок с грибами, 130 ₽

  • Студень из говядины с муссом из хрена, 650 ₽

  • Десерт от Анны Павловой, 350 ₽

  • , 500 ₽

  • Вода Aqua Panna 0.75, 400 ₽
Хлеб, пусть и комплемент, прибыл к столу печально-черствый и сухой, и это с учетом того, что его выпекали утром в самом ресторане. Не менее грустным сюрпризом оказался «Пирожок с грибами». Он был старый и крошился, словно залежавшееся «Юбилейное» печенье. «Борщ Московский» получился вовсе не «московский», потому что в нем отсутствовали сосиски, а еще он был жидкий, мяса кот наплакал, да и порция - на две ложки. «Студень из говядины с муссом из хрена» вышел плотный, твердый, резался и жевался с трудом, бульонный вкус слишком концентрированный, с горечью, и хренового мусса было крайне мало. Зато «Белые грибы, запеченные в сметане», они же «Жюльен», были отменные, с шапочкой из теста, с насыщенным вкусом, в приятном сметанном соусе и с достаточным количеством сыра. «Пельмени Сибирские» были бы идеальные, но их подпортили дырки в тесте, очень обидно, потому что, не будь они дырявые, я бы записал их в список лучших, настолько в них была вкусная начинка.

«Окунь с печеными кабачками» на гриле выглядел скучно, и эта скука передалась вкусу. Рыба — жестковата и суховата, а кабачки сыроваты. «Ягненок по старинному рецепту » порадовал сочностью (и каре, и грудинка), ароматами, приятной корочкой и насыщенностью вкуса, но расстроил слишком резким соусом и раздражающей крошкой. «Бефстроганов с картофельным пюре» - блюдо безупречное, мясо качественное, мягкое, соус сметанный, пюре плотное, без комков, но и не мусс. Из десертов не понял я «Десерт от Анны Павловой», который представлял собой безвкусный розовый сгусток с осколками безе. Зато повеселили меня «Шахматы ». Десерт - оригинальный на вид, вкусный и схожий с «Птичьем молоко».

Обслуживание в напомнило мне сцены из советских фильмов. Все официанты как на подбор, в черно-белом, в возрасте, с суровыми лицами, вначале смотрели строго, потом заулыбались, за всем следили, советовали, и периодически предлагали «водочку». Да, это не новая современная молодая братия с улыбками, майками Diesel и кроссовками New Balance, но работа ветеранов была приближена к идеалу, и это главное.

Ресторан Центрального Дома Литераторов (ЦДЛ) в своей обновленной форме работает с февраля 2014 г. С этих дней здесь все по-новому. Кухню ресторана возглавляет молодой повар Сергей Лобачев, член национальной гильдии шеф-поваров России и одновременно внук легендарного Александра Филина, который является концепт шефом ресторана. В результате их совместной работы получился отличный тандем. Совместно они создали качественное меню, которое заслуживает пристального внимания. Речь идет о традиционных блюдах русской кухни, но в авторской интерпретации.

ЦДЛ – уникален и знаменит, открыт в год проведения I съезда писателей и образования Союза писателей СССР, в далеком 1934 г. Здесь встречались именитые писатели, драматурги, поэты – Твардовский, Симонов, Шолохов, Окуджава, Фадеев, Зощенко, Распутин и другие деятели искусства, представители культурной и политической элиты. И как в подтверждение этому в холле ресторана вывешены фотографии знаменитых гостей, по которым можно изучать писательскую эпоху страны. ЦДЛ упоминается в романе Льва Толстого «Война и мир», в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Здесь проходили званые обеды, на которых присутствовала семья Романовых, здесь вели переговоры ельцинские олигархи, вручали награду французскому президенту Жак Шираку Владимир Путин и Дмитрий Медведев и еще множество других мероприятий имели место здесь быть.

Раньше попасть в ресторан «ЦДЛ» было трудно, считалось за честь и удачу побывать в этом историческом месте. Однако ситуация изменилась, сейчас ресторан ведет открытую политику – на ужин, банкет попасть легко, стоит лишь забронировать столик. Поэтому приходите и прикоснитесь к странице истории страны, великой и могучей хотя бы на гастрономическом поприще. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ, ПИВА И КУРЕНИЕ ВРЕДЯТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ.

А вообще за свою долгую историю здание (оно построено в 1889 г.) служило родовым гнездом князя Бориса Владимировича Святополк-Четвертинского (потомка семьи Рюриковичей), позже семьи графини Александры Андреевны Олсуфьевой (дочери известного фарфора-промышленника Андрея Михайловича Миклашевского); после революции 1917 г. особняк был национализирован и занят пролетарскими рабочими, позже здесь располагалось одно из учреждений ВЦИК. И только по просьбе Максима Горького в 1932 г. особняк был передан Дому писателей, в котором собственно позже и открылся одноименный ресторан (первоначально это была писательская столовая). Интересна история не только самого здания, но и всей улицы Поварской, которая ведет начало с XVI века времени царствования Ивана Грозного. Здесь вперемежку с дворянами жили повара, служившие у государя. До сих пор ближайшие переулки к Поварской сохранили свои старинные названия – пер. Столовый, пер. Скатертный, пер. Хлебный, пер. Ножовый.

Центральный дом литераторов (ЦДЛ) – культовое место среди московской интеллигенции. Писательский клуб расположен в старинном особняке, стены которого видели лучших отечественных и мировых мастеров словесности. Посетителей ЦДЛ заинтересует архитектурными особенностями, интереснейшей историей и уникальными мероприятиями.

Особняк, в котором ныне располагается Центральный дом литераторов, был построен архитектором П. Бойцовым в 1889 г. на Поварской улице в центре Москвы. Заказчиком здания выступил князь Б. Святополк-Четвертинский – активный участник масонской ложи, большой поклонник западной культуры. Дом в стиле романтического модерна с виду напоминает замок.

В особняке Святополк-Четвертинского устраивались тайные заседания русских масонов, что придало зданию флер загадочности.

Во второй половине 19 в. дом приобрела графиня А. Олсуфьева, одна из фавориток великой княжны Елизаветы Федоровны. Графиня жила в особняке на Поварской вплоть до своей эмиграции из России в 1917 г.

При Советской власти в доме были устроены коммунальные квартиры, в которых жили представители беднейших слоев общества. Коммуналка просуществовала вплоть до 1925 г., когда дом был передан управлению детскими учреждениями.

В 1934 г. прошел первый съезд советских писателей, на котором было объявлено о создании Союза писателей СССР. Также было решено открыть в Москве клуб, в котором литераторы могли бы отдыхать, делиться опытом, проводить свой досуг. Власти столицы предложили разместить клуб в особняке на Поварской.

На открытии Центрального дома литераторов присутствовали многие известные мастера словесности, но центральной фигурой вечера был поэт В. Маяковский, продекламировавший стихи, специально написанные к знаменательному событию.

Для советских писателей ЦДЛ стал настоящей отдушиной в тяжелые 30-40-е гг. В войну в особняке устроили столовую, где представители семей литераторов могли обедать.

После войны слава ЦДЛ гремела на весь Советский Союз. Среди москвичей и гостей столицы считалось настоящим счастьем попасть в Дом литераторов, увидеть знаменитых писателей и поэтов. Провести вечер в ЦДЛ было огромным событием, запоминавшимся на всю жизнь.

В 50-е гг. к старому особняку пристроили флигель с выходом на ул. Большую Никитскую (в советское время – ул. Герцена). В ЦДЛ теперь было два зала – Малый и Большой, в подвальном помещении разместились кафе и бильярдная. В писательском клубе был открыт ресторан, считавшийся одним из лучших в Москве.

Интерьеры ЦДЛ заставляют вспомнить об аристократическом великолепии 19-го столетия. По мраморным лестницам гости поднимаются в каминные залы, стены которых покрыты дорогостоящей древесиной.

За 83 года в ЦДЛ побывало множество знаменитостей, большинство из которых – представители творческих профессий. Здесь выступали, отдыхали, участвовали в дискуссиях М. Зощенко, А. Твардовский, Б. Окуджава, А. Вознесенский, М. Шолохов, Б. Ахмадуллина, К. Симонов, Е. Евтушенко и многие другие.

Одним из самых знаковых событий в ЦДЛ стала встреча любителей словесности с Юрием Алексеевичем Гагариным. В Доме литераторов часто бывали и иностранные знаменитости – И. Ганди, Д. Лоллобриджида, М. Дитрих.

Центральный дом литераторов окутан легендами, как никакое другое здание в Москве. Здесь происходили самые разные события, начиная от выдающихся презентаций книг и заканчивая скандальными выходками некоторых писателей и поэтов.

В советское время ЦДЛ был территорией литературной богемы. Под сводами старинного особняка писатели ели, пили, слушали пение цыган, танцевали. Здесь царила атмосфера элитарности и куража. Даже не самый лучший писатель, попав в ЦДЛ, казался себе значимой фигурой. Настоящим летописцем Дома литераторов можно называть В. Аксенова, который неоднократно касался этой темы в своих романах.

В наше время в ЦДЛ может попасть каждый. В здании расположен современный кинотеатр, в котором проходят премьеры фильмов, показы авторского кино, съемки телевизионных передач.

В 2014 г. после реконструкции открылся ресторан ЦДЛ, в котором новейшие технологии приготовления пищи успешно сочетаются с классическими интерьерами 19 века.

В залах Дома литераторов проходят творческие вечера писателей и поэтов, концерты классической и эстрадной музыки, выступления юмористов.

ЦДЛ расположен в самом центре столицы, что сделало его идеальной площадкой для проведения мероприятий любого уровня. Здесь проходят пресс-конференции, модные показы, презентации различных продуктов, съезды политических партий, банкеты, гражданские панихиды, театральные представления. Каждый может отпраздновать в ресторане ЦДЛ День рождения или семейный праздник.

Я осталась очень довольна данным заведением. Красиво, завораживающее, вкусно и очень атмосферно. Фантастические десерты - язык можно проглотить. Только положительные эмоции.

Одно из моих самых любимых мест! Здесь очень вкусная пицца и роллы, а еще кофе. И как клуб очень нравится, маленький, уютный, вечеринки интересные всегда.

Такого дрянного отношения к посетителям еще нигде не встречала. Мы опоздали на 20 мин, 2 раза позвонив и предупредив об этом. Администратор 15 минут отчитывала нас за это, мотивируя это тем, что ее не предупредили, хотя это совершенно не наша вина. Ладно, настроение подпорчено, но еще не все потеряно. Сделали заказ: сначала ждали 2-е бокалы, потом все делали сами. Заказали пива, еще пива, вдруг замечаю, что пиво стало другого цвета, не заостряю внимания, поскольку подошли еще друзья и я решил, что...

Друзья! Ресторан хороший! Персонал очень внимательный! Но хочу предупредить всех: около ресторана работает группа угонщиков автомобилей нерусской национальности. Действуют они по схеме: вы наконец находите место для парковки, закрываете автомобиль, уходите. За вами следует один из угонщиков, провожает вас до ресторана или до того места, куда вы направляетесь. Стоит и ждет. В то время напарники вскрывают ваш автомобиль. Угонщики продвинутые - вскрыли автомобиль через какое-то электронное устройство...

Разнообразное меню, хорошее обслуживание, качественная еда.

Качественная еда, официанты быстры и отзывчивы, обстановка располагает и не особо дорого.

Очень хорошее обслуживание, разнообразное меню и качественные блюда. Если вы решили вкусно поесть и не решили куда идти то идите сюда не задумываясь, здесь и вкусно накормят и хорошо обслужат

От всего того столичного шума, его в будни на работе и в пробках хватает. Еда действительно вкусная, все свежайшее, оттого и дорогая, наверное.

Я человек консервативный и постоянный. И честно скажу, не люблю пробовать новые места. С другой стороны, зачем заниматься "изобретением велосипеда", ведь я знаю, что есть в Москве место, где мне рады, где всегда великолепный сервис, где можно попробовать действительно вкусные блюда без всякой там новомодной химии. Для меня этого более чем достаточно. Поэтому всегда, когда я в Москве, обязательно освобождаю вечер для этого ресторана. Это стало моей маленькой, особой и самой любимой традицией. Спасибо ЦДЛ!
2011-07-02


Ресторане отмечали юбилей моего отца. Отец здесь уже не первый раз, в отличие от меня. Я, наверное, вряд ли бы когда-нибудь зашла сюда сама. Может поэтому на меня это место произвело такое сильное впечатление - ведь места, подобного ЦДЛ, я никогда не видела раньше, и мне не с чем сравнивать? Ощущение от ресторана, скажу Вам, странное, - как-будто это не ресторан даже, а музей роскоши. Только в этом музее можно есть) Все в округ было такое. впечатляющее. А люстра (люстры таких размеров вообще бывают?;)...

Найти в центре Москвы место уютное, даже слегка изысканное, вкусное и без толпы ни разу не просто. Поэтому в восторге от Файв о клок. Очень рекомендую. Огромное спасибо персоналу за приятный вечер.

Безумно красивый, эффектный ресторан! Мы были на свадьбе друзей и до сих пор под впечатлением от того, как все было организовано. К сервису не придраться, ну а обстановка – просто слов нет! Теперь вот наша очередь, пока думаем – с одной стороны, не хочется повторяться, а с другой – хочется так же! Не знаю, как у других, но свадьба один раз в жизни и хочется все по высшему классу


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх