Винная пробка. Эволюция винной пробки

Священный момент для каждого любителя вина - извлечение пробки из бутылки. Это настоящий ритуал - открыть бутылку изящно, не допуская громкого хлопка. Опытный сомелье не будет торопиться разливать вино по бокалам. Сначала понюхает пробку. Уже по ее внешнему виду и запаху он сделает первые выводы о состоянии вина. А после первого глотка откроется Истина...

Хорошо ли вино? Соответствует ли ожиданиям? Уже готово, или стоило бы еще полежать? А, может быть, оно уже перезрело? Ответ появится только после тщательного исследования содержимого бутылки. На "глаз", "нос" и "рот". Именно в этот момент может открыться ужасный и непоправимый факт: вино имеет запах и привкус пробки!
Пробковая болезнь.

Такое вино пить, конечно, можно, но вряд ли стоит - не получите никакого удовольствия. В ответе за испорченное настроение трихлоранизол (Trichloranisol, сокращенно ТСА) - химическое вещество, вызывающее в вине "пробковую болезнь". Оно появляется в вине из-за кислорода, который поступает в бутылку через пористую натуральную пробку.

Согласно статистике, каждая десятая бутылка, укупоренная традиционным способом, заражена "пробковой болезнью". Тот, кто разбирается в вине, заметит это сразу, а тот, кто не очень - может и не понять, в чем дело. Отнесет неприятные ощущения на счет самого вина, или его производителя. И впредь вино этой марки покупать не будет.

Как сделать так, чтобы кислород не попадал в вино и не портил его? Верить ли мифу, что вино под корковой пробкой "дышит", и только под ней может правильно созреть?

До тех пор, пока производители будут использовать только натуральные пробки, они будут рисковать. До тех пор, пока потребители будут покупать вино только с натуральной пробкой, они тоже будут рисковать.

Попытки предотвратить болезнь.

Многие сотни лет натуральные пробки считались единственным возможным способом укупорки винных бутылок. Ни производители, ни потребители вина и не задумывались, что есть какие-то другие варианты. Пробковые дубы стали за это время неотъемлемой частью мировой винной культуры.

Дискуссия о том, является ли натуральная пробка лучшим, что придумало человечество, началась сравнительно недавно, в прошлом веке, когда появились искусственные пробки и винтовые крышки. Но эти и другие альтернативные варианты укупорки до сих пор вызывают многочисленные споры.

Попытка изобрести пробку, не подверженную влиянию ТСА, напоминает средневековые поиски магической формулы золота. Чего только не проделывали с натуральной пробкой - травили химией, подвергали микроволновым излучениям. Все напрасно. Вероятность заражения вина остается "головной болью" виноделов по сей день. Что ж, придется изучать альтернативные варианты.

Как все начиналось.

Пробки начали активно применять уже в античности. Ими пользовались ассирийцы, египтяне и греки. В то время вино хранили в амфорах, их затыкали кусками обожженной глины, завернутой в полоски ткани и укрепленной сургучом или смолой. Позже, согласно дошедшим до наших дней записям Катона Старшего (234-149гг. до н.э.), крупного политика и по совместительству автора многих научных трактатов, после ферментации вино разливалось в кувшины, закрывалось пробками из коры пробкового дуба и заливалось смолой. С падением Римской империи (V в. н.э.) об этом постепенно забыли. В том числе и потому, что Иберийский полуостров, главный поставщик пробкового дуба, на несколько столетий оказался в руках мавров-мусульман. Вплоть до позднего Средневековья сосуды укупоривали обыкновенными деревянными заглушками, а сверху запечатывали смолой или воском.

С появлением бутылок недолго использовали стеклянные пробки, но в начале XVII столетия вновь открыли способ укупорки пробками из натурального дерева - коркового дуба. С ними много экспериментировал знаменитый монах Дом Периньон (1638-1715гг.). Из-за разных размеров бутылок сначала использовали пробки конической формы. Чтобы потом было легче вытаскивать, их забивали в горлышко только наполовину. Лишь с появлением штопоров они приняли свою современную цилиндрическую форму и стали полностью входить в бутылку.

Первые примитивные штопоры представляли собой металлическую "ковырялку", которой дробили пробку в бутылке до тех пор, пока она не раскрошится на мелкие кусочки. Часть крошки при этом неизбежно попадала в вино. И только в конце XVII века появились штопоры в современном смысле слова: из винта и ручки. Их называли "червяками". С этого времени натуральная пробка вытеснила все другие варианты укупорки. Начался бум пробковой индустрии.

Пробковые дубы.

Натуральные пробки делаются из толстой коры пробкового дуба Quercus suber. Деревья вырастают до 8-10 метров в высоту, живут до 200 лет и используются на протяжении всей жизни: каждые 9-12 лет с них снимают кору. Таким образом, дерево "плодоносит" до 16 раз за свою жизнь. Дуб должен достичь двадцатипятилетнего возраста, чтобы его начали использовать в промышленных целях. Для производства лучших пробок нужны деревья в возрасте 45 лет.

Более половины всех пробок в мире делается в Португалии: в год здесь выпускается около 170 тысяч тонн продукции. В столице португальской пробковой индустрии городе Алентежу (Alentejo) этим промыслом кормятся десятки тысяч жителей. Другие крупные страны-производители - Испания, Алжир, Италия и Марокко.

Цены на пробки - от 50 евроцентов до 1 евро, а самые лучшие образцы достигают и 2 евро за штуку. Из-за большого спроса на натуральные пробки многие производители в погоне за прибылью не соблюдают технологии. Пробковый слой снимается с дубов раньше, чем нужно.

Производство пробки.

С момента спила пробкового слоя с дерева и до укупорки бутылки проходит не один год. Сначала с дуба снимается кора, которая должна вылежаться на протяжении года. Потом ее подвергают термической обработке, режут на пластины и сортируют по качеству. Далее пластины режут на полоски, из которых позднее вытачивают цилиндрические пробки. Их длина - от 25 до 60 мм. Чем длиннее пробка, тем дороже вино, которое она закрывает. Пробковые цилиндры шлифуются, чтобы обеспечить гладкую поверхность. Потом пробку отбеливают и пропитывают воском, чтобы она стала скользкой. В самом конце на внешнюю торцевую часть пробки наносят название винодельни или имя производителя, а также год урожая вина. Надписи выжигаются или печатаются под давлением. При укупорке бутылки под пробку часто запускают сернистый ангидрид (SO2) - газ, используемый при консервации.

Натуральная пробка - почти идеальный и очень эстетичный способ укупорки бутылки. Она легкая, эластичная, практически не подвержена влиянию температур, редко гниет, при правильном производстве и хранении пропускает нужное количество воздуха, имеет долгий срок службы (20-50 лет) и до сих пор является самым распространенным материалом для укупорки винных бутылок.

Виды пробок.

Стандартная винная пробка имеет 24 мм в диаметре и вставляется в бутылочное горлышко диаметром 18 мм. Даже после многих лет, проведенных в бутылке, извлеченная оттуда пробка уже через 24 часа вновь примет свой первоначальный размер.

Влажность воздуха в помещении, где хранится вино, должна быть около 75% (при температуре около +10С). Тогда пробка не выпустит влагу из бутылки и не впустит в нее слишком много воздуха. При экстремальных колебаниях температуры пробка теряет герметичность.

Прессованная пробка (пробка-агломерат) состоит не из цельного куска древесины, а из ее отходов - пробковой крошки и даже муки, склеенных древесным клеем или смолой. Такие пробки намного дешевле цельных. Часто с обоих концов на пробку приклеивается цельная пластина, чтобы вино не контактировало с клеем. Такие пробки применяются для укупорки недорогих вин.

Пробки для шампанского имеют вид гриба со шляпкой от 31 до 17,5 мм в диаметре, состоят из трех склеенных частей. Та часть, что примыкает к вину, обычно делается из цельного куска пробки.

Пробка и вино.

Часто спрашивают, действительно ли при хранении вина в бутылке, укупоренной натуральной пробкой, в бутылку поступает некоторое количество воздуха, и таким образом вино "дышит". Многие эксперты подтверждают этот факт, а кто-то отрицает: если бы в бутылку попал кислород, вино бы окислилось и стало непригодно к употреблению. Серьезные винные хозяйства следят за состоянием пробок в винах, предназначенных для длительного хранения. Некоторые производители предлагают такую услугу как переукупорка старых вин (например, "Бьонди-Санти" в Италии или "Пенфольдс" в Австралии).

В последнее время участились случаи попадания на рынок некачественных натуральных пробок, древесина которых имеет слишком большие поры. Это может привести к попаданию в вино воздуха, а также к вытеканию вина из бутылки.

Неудачно укупоренное вино может заболеть "пробковой болезнью", которая проявляется в затхлом запахе сырого, гниющего дерева или кожи. Если болезнь запущена, вкус вина тоже меняется - он становится горьким и вяжущим.

Альтернатива.

До сих пор более 60% всех вин укупоривается натуральными пробками. Идеальной альтернативой является винтовая крышка. Пока немногие производители отважились на их применение. По словам виноделов, теряется некая культурная составляющая образа винной бутылки. Но экологические и экономические аспекты могут в будущем победить традиционные представления.

Убить микробы в микроволновке.

В 2000 году средства массовой информации писали о сенсации - найдена панацея от ТСА! Метод Delfin (аббревиатура от Direct Environmental Load Focussed Inactivation), разработанный португальской фирмой Juvanal Ferreira da Silva, производящей натуральные пробки, и немецкой компанией Ohlinger, заключался в специальной обработке пробок микроволнами.

Кора дерева, особенно пробкового дуба, пронизана многочисленными порами, в которых живут микроорганизмы. Кроме того, пробковая кора содержит жидкость. Если ее количество превышает 8-10%, в порах начинают развиваться вредные микроорганизмы, такие как плесень. Именно она вызывает образование в натуральных пробках ТСА. При применении метода Delfin вредные микроорганизмы (прежде всего, споры плесени) умирают. Но не все. С годами стало ясно, что вина, укупоренные такими пробками, все равно подвержены заболеванию.

Мембраны и шляпки на страже порядка.

Тремя годами позже в прессе появились сообщения о новом сенсационном открытии, связанном с победой над ТСА. Австралийский производитель начал выпуск натуральных пробок под названием ProCork со специальными мембранами с обоих концов, которые исключали контакт пробки и вина. В то же время способность вина "дышать" через пробку не ограничивалась. Благодаря герметичным мембранам "непрошенные гости" типа плесени оставались как бы замурованными в пробке.

Но и на этот раз ликование было преждевременным. То ли ТСА каким-то образом просачивался в вино через боковые стенки пробки, то ли это происходило уже в момент извлечения пробки из бутылки, только привкус пробки нередко встречается в винах, укупоренных ProCork.

По такому же принципу, как и ProCork, функционирует метод укупорки H.I.S.S. (Hermetic Internal Solid Seal), разработанный германским инженером Людвигом Хиссом. Он тоже надевает на пробки защиту - оловянную шляпку. Когда бутылка открывается, шляпка вылетает вместе с пробкой. Помогает ли такая защита от ТСА, вопрос спорный.

И все-таки оно дышит!

Итальянская фирма Oliver Ogar решила и вовсе отказаться от экспериментов с натуральной пробкой и изобрести искусственную, но с качествами, присущими пробке из дуба. Эта пробка состоит из трех частей - полой серединки и "дышащих" мембран на концах. Через эти мембраны в вино поступает небольшое количество кислорода, чтобы оно "дышало", но не в тех объемах, чтобы появился ТСА.

Каким образом в этих пробках будет контролироваться количество пропускаемого кислорода, сказать трудно. Поэтому и веры в полное излечение от "пробковой болезни" быть не может. Но производители дают гарантии: их пробки Blue предназначены для вин, которые закладываются на выдержку на 24 месяца, а пробки Pro сохранят вина в течение 5 лет. Метод запатентован в 37 странах.

Мы остановились лишь на некоторых альтернативных вариантах укупорки винных бутылок. Все старания современных производителей направлены на то, чтобы не допустить развития на пробке и в вине вездесущего ТСА. И очень часто поиски достойной альтернативы упираются в каменную стену вековых традиций, привычек и образов. Хорошее вино должно быть закрыто только пробкой, желательно натуральной. Винтовыми крышками закрывают лимонады, или, в крайнем случае, дешевые вина для приготовления глинтвейна. Не говоря уже о винах в коробках bag-in-box - приличный производитель на такую упаковку не согласится. А ведь очень удобно, и ТСА уж точно не прорвется!

Производители мечутся в поисках панацеи. Отлично зарекомендовали себя стеклянные пробки. Но это очень дорогой способ укупорки: для него надо перенастраивать все оборудование, стандартная бутылка в этом случае не подходит.

На сегодняшний день, пожалуй, главным оппонентом пробки стали винтовые крышки. Французы придумали усложненную модификацию: искусственные пробки в сочетании с винтовыми крышками прячут под капсюлями и пытаются замаскировать под натуральную пробку.

А австралийцы запатентовали другой способ, сочетающий в себе надежность винтовой крышки и натуральной пробки - CorkScrewCap. С виду от обычной пробки не отличишь.

Потребители обманываются, покупают, разочаровываются из-за нарушения традиционных ожиданий или, наоборот, радуются, найдя под пробкой здоровое вино.

А производители продолжают ломать голову: как же сочетать сложившиеся веками представления потребителя о натуральном вине, натуральной пробке и требования современности, ставящие качество, гарантию и прогресс превыше всего?

Найти болезнь, не открывая бутылки.

Специалисты Калифорнийского Университета в Дэвисе (Davis) разработали сканер, позволяющий выявлять испорченное вино еще в закрытой бутылке. Действие аппарата основано на химической чувствительности ядерного магнитного резонанса. При исследовании бутылка помещается в специальный цилиндр (около 180 см высотой), сквозь нее пропускают радиоволны, которые поглощаются вином и нехарактерными для вина веществами (уксусом, кислотным альдегидом и др.) по-разному. Так и выявляются нежелательные элементы. Процесс сканирования занимает от 2 до 20 минут.

Сканер в состоянии распознать в вине ТСА, даже если его концентрация не превышает 1 ppt (одна часть на квинтиллион). Человеческий нос улавливает ТСА лишь в концентрации 3-8 ppt. Да и определить что-либо сквозь закрытую бутылку не сможет даже нос самого выдающегося сомелье.

Возможно, на сегодняшний день такой сканер - лучший способ для потребителя оградить себя от вероятности приобретения больного вина. Вот только производитель так и остался незащищенным. Перед ним до сих пор остается сложная проблема выбора единственно верного способа закрыть бутылку так, чтобы вино могло многие годы спокойно развиваться в бутылке и не болеть. Тогда, лет через 50 выдержки, можно было бы поменять пробку на новую. Глядишь, к тому времени уже придумают что-нибудь надежное.

: всегда случайно или существует круг специалистов, которые друг с другом делятся информацией?

Ирина. 50 на 50.

Андрей. Во-первых, в интернете очень много информации, во-вторых, регулярно происходят полупрофессиональные дегустации, когда виноторговые компании представляют новую линейку, либо какой-то производитель привозит новое вино. Fort, «Лудинг», «Браво» организуют подобные мероприятия. Кроме того, в Москве раз в год проходит Wine Expo.

JL. Как выбрать вино?

Андрей. Прийти в магазин типа «Азбуки вкуса» и спросить консультанта, описав, чего хочется.

JL. Но в «Ашане» или «Метро» не будет такого человека.

Ирина. В «Ашане» не будет, но, в принципе, можно выбрать практически любое вино за 300-500 рублей.

Андрей. Не ошибетесь. Дело не в том, что это какая-то критическая стоимость, просто при покупке вина от 300, а сейчас уже, наверное, от 400 рублей, шанс попасть на что-то вкусное больше.

JL. То есть нет ничего подозрительного во французском вине за 300 рублей?

Ирина. Нет, просто это вино, например, из винограда, который может быть собран в любом регионе или регионах Франции, а не на конкретной ограниченной территории. Очень сложно сказать, что хорошо, а что плохо, нужно просто пробовать. Если говорить о лучшем соотношении цены и качества, это, конечно, Испания. Их вина признаны всемирно.

Андрей. Есть такое правило: не знаешь, что брать, бери Риоху – это довольно большой регион Испании, у нас в России очень хорошо представлен.

Сами испанцы говорят, что их вино – это вино, готовое к употреблению. Его не надо ждать, как некоторые итальянские или французские. Свинифицировали, продают – значит, можно пить. Остальное зависит от ваших вкусов. У испанских вин есть градация: самое простое, легкое – Крианса (Crianza), потом Резерва (Rezerve) и Гранд Резерва (Gran Rezerve).

Если хотите взять вино, которое долго хранилось в бочке, а затем долго в бутылке, считается самым готовым, то это Гранд Резерва. Оно будет с явно выраженным бочковым вкусом, третичными ароматами. В ароматике могут появиться кожа или кофе. Если хотите полегче, берите красное Крианса.


С белыми винами другая история. Их намного сложнее испортить, потому что произвести проще. Все, конечно, начинается с винограда: из плохого винограда хорошего вина не сделаешь. Но белые вина в целом дешевле. Если красные более или менее качественные вина начинаются от 400-500 рублей, то для белых вин 300 рублей – уже нормально. Очень редко бывает, что с белым вином что-то не так.

Ирина. Оно проще для понимания.

Андрей. Более изысканные вина, за тысячу, за две, там другое дело – там нужно развивать тонкость обоняния.

Как сказал еще Ротшильд, любое качественное вино должно стоить до $20. Свыше – это то, сколько вы готовы заплатить за конкретное вино. Собственно, так и формируются цены на гранкрюшные французские вина – начиная от «Марго» и заканчивая Petrus’ом, – по несколько тысяч евро за бутылку, и аукционные по 100, 200 тысяч евро.

Ирина. Им, конечно, по 100 лет этим винам, но в целом это, конечно, маркетинг. Но вообще дорогое вино – это:

  • уникальный терруар,
  • высокие технологии,
  • производитель с именем, который заслужил со временем репутацию не только маркетингом, но и качеством.

JL. А существует что-то вроде эффекта плацебо: ты пьешь вино, знаешь, что оно уникальное, и оно тебе уже поэтому нравится?

Андрей. Когда наливают из бутылки с надписью Petrus, я подозреваю, у тебя будут некоторые серьезные ожидания.

Ирина. Вообще сложно сказать, потому что каждое вино не сравнимо с другим. Мы конечно, пытаемся, но вино настолько уникальный организм, это как сравнивать двух людей.

Андрей. И если сказать виноделу, что его вино типичное, он, конечно же, обидится.

JL. Какого возраста вино лучше покупать?

Андрей. Очень зависит от региона, сорта…

Ирина. И от типа вина. Белое обычно выдерживается меньше, чем красное, хотя это тоже относительно. Сотерн, например, может и 20 лет жить.

Андрей. 5-летний Сотерн вообще, наверное, не стоит покупать.

Ирина. Лучше купить 10-летний.

JL. А чем интересен Сотерн?

Андрей. Сотерн – это апелласьон во Франции, регион Бордо, где производятся вина с помощью благородной плесени ботритис. Осенью она заводится на винограде и начинает его заиюзюмливать.

Андрей. Плесень выедает виноград, в нем остается концентрированный сахар, как в изюме. Из этого выжимают оставшийся сок, сладкий-пресладкий, он бродит, и из него делают вино. Получается немного по объему, вино очень сладкое, с невысоким процентом алкоголя, с ароматом бензина. Прекрасная вещь!


JL. Сколько живет вино? Есть примеры, когда находили старое вино, а оно отличное или, наоборот, уже мертво?

Андрей. Есть история на этот счет. По-моему, это было игристое вино, пино-нуар. Его перевозили через Голландию в Санкт-Петербург, а судно потопили шведы. В итоге в Финском заливе оно лежало до 90-х годов. Его достали, вину на тот момент было, наверное, лет сто пятьдесят. Открыли, оказалось отличным.

JL. Как насчет других распространенных советов по выбору вина: что у бутылки должно быть вогнутое дно, пробка лучше закручивающейся крышки? И как читать этикетку, на что обращать внимание?

Ирина. Вогнутое дно – это все понты. Я запомнила название этого углубления – пунт – как раз по слову «понт». Есть много материалов по этому поводу и доказано, что форма дна никакой роли не играет.

Андрей. Знаете, для чего это углубление использовалось? Чтобы можно было в телеге больше бутылок уложить одну в другую, чтобы они не катались и больше умещалось. Получалось на один ряд больше – вот и вся история.


Ирина. А насчет пробки… В принципе, и в дорогом вине бывает пластиковая пробка, хотя, конечно, редко. Чаще натуральная. Закручивающиеся пробки, они называются винтовые, ничем не хуже. Наоборот, они дороже и лучше тем, что на них не может возникнуть болезнь, как на натуральных, которые могут подвергнуться грибку, из-за чего может испортиться вкус и аромат вина. (В ноябре 2013 года Италия одобрила завинчивающиеся крышки для вин DOC и DOCG. Теперь выбор способа закрытия остается за производителем. – Прим. ред. ) Есть еще стеклянные пробки, но их пока мало. Не знаю, вытеснят ли они остальные, пока они не очень популярные, потому что дорогие, но считаются лучшими.

JL. Ну так, для обывателя.

Андрей. Советую по этому поводу почитать Хью Джонсона, у него очень подробно написано, что где указано на этикетке. Этикетки – очень интересная вещь. Французские, наверное, самые сдержанные. Новосветские – самые аляпистые, там меньше информации, больше призыва. У нас в России на контрэтикетке, с русским переводом, принято писать сорта винограда. Во Франции этого не делают – там и так знают, в каком регионе из какого винограда производят вино.

Ирина. Общий совет – выбирать не столовое вино, а вино географического наименования. Это значит, что оно подчиняется определенным правилам, установленным в этом регионе. Так надежнее. Еще я бы с осторожностью относилась к винам, на которых процент алкоголя указан не четко, а некими рамками – от стольки-то до стольки-то. Это очень странно: если вино разлито в бутылки, оно, по идее, не должно развиваться настолько, чтобы от 12 процентов перейти к 14.

Чтобы научиться понимать вино, не стоит сразу покупать бутылки за тысячи рублей. Чтобы понять отличие Шардоне от Совиньона, можно купить Совиньон без бочки, допустим 2011 года и Шардоне без бочки 2011 года и для себя уяснить, как они пахнут. Понять, видишь ли ты в нем ароматы, перечисленные в описании. Это практика. Чтобы начать в этом разбираться, нужен как минимум год.

Сегодня поговорим о пробках — наверняка в последнее время вам все чаще попадаются на глаза бутылки с винтовыми пробками. Многие априори считают такое вино дешевым и менее качественным. Подробнее об истории вопроса, который далеко не так прост, рассказывает автор — известный винный эксперт и сомелье, преподаватель школы сомелье «Миллезим », двукратный победитель конкурса «Петербургский сомелье», обладатель «Балтийского кубка сомелье», вице-чемпион Российского конкурса - Николай Чащинов.

Сегодня многие при покупке вина делают выбор исключительно в пользу бутылок, закупоренных натуральной пробкой. Однако бескомпромиссно считать этот способ сохранения вина лучшим, — заблуждение, сложившееся исторически.

Как известно, стандартная винная пробка изготавливается из коры пробкового дерева. Кору с многолетних дубов срезают слоями и вырезают из пласта куски цилиндрической или иной специальной формы для использования с различными типами бутылок. Пробку используют так давно, что любые похожие устройства для закупорки винных бутылок стали называть «пробкой», хотя к уникальному дереву некоторые уже не имеют никакого отношения.

Натуральная пробка, конечно, хороша, когда нужно продолжить выдержку вина после розлива по бутылкам. За счет пористой структуры древесной коры, закупоренное пробкой вино продолжает «дышать». Через поры пробки проникает кислород, благодаря чему в вине происходят сложные и разноплановые химические процессы, изменяются цвет, аромат, вкус напитка. Этот процесс, при котором вино становится более изысканным, сложным, мы называем «старением».

Однако далеко не все вина требуют выдержки после розлива: большая часть производимых вин — молодые, употребить которые нужно в течение года-двух после розлива по бутылкам. Вино обладает свежим, яркими фруктовыми ароматами, а лишнее проникновение кислорода в бутылку, напротив, приводит к окислению и потере свежести. Поэтому в странах Нового света, и в некоторых регионах Европы, все чаше применяется винтовая закупорка. Она позволяет достаточно долго сохранять вино ровно в том виде, в котором оно покинуло винодельню.

Тем не менее, отдавая дань прошлому и стремлению к природным материалам, российские потребители часто игнорируют вина с винтовой закупоркой, ведь пробка — натуральный материал, который должен быть лучше по определению. С одной стороны, конечно, винтовые пробки изготавливаются из искусственных материалов. Но при этом эко-стиль не всегда оказывается преимуществом. В частности, у пробки есть сразу три крупных недостатка:

Хорошая пробка стоит дорого

Да, цена хорошей, дорогой цельной пробки может доходить до одного евро. Конечно, при цене бутылки 1000 евро и выше, такая жертва будет не слишком заметной. Однако при покупке молодого вина по цене 3-5 евро, доплачивать еще один евро за пробку — неразумно;

Сегодня часто используется так называемые агломерированные пробки, также, чуть реже, — комбинированные.

Агломерированные пробки — это особый тип пробок. Их изготавливают так: оставшиеся после формования пробок «дырчатые» полосы коры измельчают, получая мелкие гранулы, которые, в свою очередь, сортируют в зависимости от их размера (большинство производителей использует для изготовления агломерированных пробок гранулы одного размера). Гранулы смешивают с пищевым клеем и прессуют, формируя из них длинные цилиндры, которые затем нарезают и слегка обтачивают. Минусы таких пробок — контакт вина с клеем и недостаточная герметичность.

До последнего времени считалось, что это — самые дешевые пробки, что объясняло их популярность. Но на сегодняшний день появилась новая волна производителей, которые делают очень дорогие и качественные агломерированные пробки, стоимость которых гораздо выше натуральных!

Комбинированные — это агломерированные пробки, к торцам которых присоединены диски из цельных кусков коры. Это исключает контакт вина с клеем. Такие пробки используются, например, для укупорки шампанского.

Опасность пробковой болезни

Более 5% всего вина в мире подвержено самому распространенному дефекту — запаху пробки. Это касается как недорогих напитков, так и коллекционного вина, стоимость которого может достигать 10 000 евро за бутылку. Этот запах вызван веществом трихлоранизол. Специфический аромат от некачественно изготовленной пробки, передается вину, тогда оно теряет всю прелесть букета и пахнет мокрым картоном и грязной тряпкой.

Альтернативные способы закупорки

Впрочем, со времен создания и закупорки первой винной бутылки прошло уже очень много времени, и люди разработали ряд других методов герметизации сосудов с вином. В частности, мы нередко сталкиваемся сегодня с пластиковыми пробками. Они обладают той же формой, что и натуральные, но не пахнут, не имеют пористой структуры и почти не пропускают кислород. Кстати, именно поэтому в случае с молодым вином пластиковая пробка также лучше подходит для закупорки бутылок, чем натуральная. К сожалению, пластиковая пробка не дает вину возможности развиваться, стареть, поэтому используется только для молодых вин, не требующих выдержки.

Второй способ мы уже упоминали — это винтовая закупорка. Помимо простоты и доступности, в этом случае бутылку легко закрыть повторно, а крышка пропускает ничтожно малое количество кислорода, что обеспечивает хорошую сохранность вин. При этом не возникает никаких болезней и осложнений. Но, не поспоришь, при этом пропадает красивая церемония открывания бутылки штопором. И не будет больше лоска в том, как сомелье ресторана дает вам понюхать пробку, прежде чем налить вино в бокал — вряд ли кто-то будет нюхать открученную крышку...

Третий вариант — это стеклянные пробки, которые создают новую, непривычную эстетику. Они также превосходно обеспечивают сохранность напитка, но требуют использования принципиально других бутылок, которые не только дороже сами по себе — для их розлива и закупорки нужно другое оборудование, а закупка новых линий не вызывает большого оптимизма у виноделов. Поэтому стеклянные пробки можно встретить сегодня нечасто.

Не бойтесь разных пробок

Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что на сегодняшний день нет альтернативы натуральным пробкам из коры пробкового дерева, если мы говорим о великих винах Бордо, Бургундии, Пьемонта, Тосканы и других знаменитых винодельческих регионов. Такая пробка необходима винам, которые требуют созревания в бутылке, чей срок жизни исчисляется десятками лет. Но как часто пьем мы такие вина? Чаще всего, выбирая бутылку вина «на каждый день», когда нет особого повода, мы остановимся как раз на молодом вине, готовом к употреблению, не требующем дополнительной выдержки — будь то вина Чили, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Италии или Испании. Покупая недорогое вино для того, чтобы хорошо провести вечер, задумайтесь — возможно, будет лучше взять бутылку с винтовой крышкой, что позволит не переплачивать за пробку, да еще к тому же быть уверенным в том, что вино максимально сохранило всю изначальную ароматику и вкусовую палитру. И никакого трихлоранизола...

Первыми винными пробками служили кусочки деревяшек, замазанные глиной или залитые смолой. Ими закрывали горлышки глиняных сосудов, часто от намокания они набухали и разрушали хрупкую глину. Столь примитивная пробка не закупоривала сосуд герметично, а скорее препятствовала расплескиванию вина .

Интересно, что название хорошей укупорки — герметичная, происходит от имени бога Гермеса, который, согласно древнегреческой мифологии, как никто другой мог плотно закрыть сосуд с вином. Позже для изготовления винных пробок финикийцами, а затем и римлянами стала использоваться кора пробкового дуба. Она было более эластичной, нежели дерево, и прекрасно справлялась с задачей избежать попадания воздуха в сосуд с вином.

Свое широкое применение традиционные пробки нашли лишь, когда на смену амфорам и сосудам из глины для хранения вина пришли стеклянные бутылки.

Материалы и технологии

В настоящее время сырье и технологии для создания винных пробок претерпели существенные изменения. Производители предлагают множество пробок, различающихся по форме, материалу и происхождению.

Сегодня в качестве материала для изготовления винной пробки используется:

  • Кора пробкового дуба
  • Пластик и синтетические материалы
  • Алюминий
  • Стекло

Традиционная пробка

Натуральные винные пробки производят из коры пробкового дуба, произрастающего на территории Португалии, Испании, Франции, Италии, Марокко, Туниса и Алжира.

В зависимости от структуры, корковые пробки разделяют на 7 сортов:

  • Натуральные делят на стандартные (4 и 5 сорт), высококачественные (2 и 3 сорт) и экстра (1 сорт);
  • 6 и 7 сорт подвергают кольматированию;
  • отходы коры дуба, оставшиеся от изготовления натуральных пробок, идут на производство агломерированных пробок.

Натуральные пробки вырезают из цельного куска коры, они не имеют сквозных отверстий, трещин и других мелких дефектов. Стоимость такой пробки довольно высока, поэтому ими укупоривают лучшие марочные и коллекционные вина мира.

Пробки, имеющее дефекты подвергают кольматированию — это процесс заполнения пустот смесью пробковых микрогранул, латекса и пищевого клея. Пробки, обработанные таким образом по своим свойствам значительно хуже натуральных, но все же широко используются для укупорки столовых и ординарных вин.

Агломерированные пробки — наименее качественные из корковых. Они изготавливаются путем спрессовывания обрезков коры, смешанных с пищевым клеем. Пробки формуют, а после просушки и шлифовки наносят логотип и покрывают пищевым силиконом. Их в основном применяют для укупорки недорогих ординарных вин сроком хранения не более года. Агломерированные пробки могут быть окантованы с торцов дисками из натуральной пробки, чтобы снизить контакт вина с агломератом. Их применяют для укупорки вин со сроком хранения более года.

Еще один тип агломерированных пробок — гранулированные . По сравнению с обычными пробками из агломерата, они изготавливаются из более мелких спрессованных гранул коры с добавлением натуральных связующих компонентов. Их используют для вин с коротким и средним сроком хранения.

Пластиковая пробка

Пробки из синтетических материалов недороги в производстве и очень плотно закрывают бутылку, но не дают вину «развиваться» в отличие от натуральной пробки. И хотя все больше виноделов отдают предпочтение пробкам из пластика, чаще всего ими укупоривают недорогие столовые и ординарные вина с небольшим сроком хранения.

Зачастую, открыть бутылку с пластиковой пробкой довольно сложно. Это также не добавляет им популярности.

Винтовые алюминиевые колпачки считаются наиболее перспективной альтернативой натуральной пробке. Их легко открыть, они не подвержены грибковым болезням и позволяют легко закрыть недопитое вино.

Материалом изготовления для винтовых пробок служит алюминий с прокладкой из пластика.

Сейчас винтовые пробки применяют не только производители недорогих вин, но и виноделы высочайшего класса.

Несмотря на хорошие свойства алюминиевых колпачков, законодательство некоторых стран, в том числе Италии, не позволяет применять винтовые пробки для вин наивысшего сорта, отдавая предпочтение натуральной корковой пробке.

Менее распространенная, но, пожалуй, самая эстетичная из искусственных пробок — стеклянная. Внутренняя поверхность ее обтянута прозрачным пластиком, что обеспечивает хорошую плотность укупорки. К недостаткам стеклянной пробки можно отнести высокую стоимость, кроме того вино под ней развивается не так интенсивно, как под натуральной.

Наибольшей популярности пробки из стекла достигли в Австрии, Германии и Италии.

Надписи на пробках

Зачастую, пробка может рассказать о вине не меньше, чем этикетка. Основное требование к надписям на пробке, какой бы она ни была — соответствие информации о вине на этикетке.

Если при покупке вина возникают сомнения в его подлинности, стоить обратить внимание на информацию на пробке — в отличие от этикетки, заменить пробку на бутылке с вином весьма затруднительно.

Пробка из натуральной коры может содержать различную информацию:

  • регион (апелласьон), где произведено вино;
  • год урожая (обычно указывается на торцевой части пробки);
  • название и расположение предприятия, осуществившего розлив (не всегда совпадает с производителем);
  • название изготовителя пробки.

Пробка может рассказать не только о происхождении вина, но и о его состоянии.

Хорошая пробка пахнет вином и сухой древесной корой, она упругая, не намокшая и не пересохшая. След от вина может достигать от нескольких миллиметров снизу пробки до ее середины. Полностью намокшая пробка свидетельствует о негерметичности укупорки.

Что лучше?

Производители искусственных пробок утверждают, что вино под ней развивается и хранится ничуть не хуже, чем под натуральной. Исследования говорят об обратном, и разница между традиционной и альтернативной пробкой существенна.

Натуральная пробка позволяет вину «дышать». Считается, хотя и не доказано, что кислород участвует в процессе созревания вина, дополняя букет особым образом.

Вино под натуральной пробкой может храниться десятилетиями. При этом бутылку хранят так, чтобы вино контактировало с пробкой, не позволяя ей высыхать.

К сожалению, у натуральных пробок есть существенный недостаток: грибковая болезнь. От 1 до 3% пробок оказываются зараженными грибком, который способен испортить вино своим затхлым привкусом. Пластиковые и алюминиевые пробки лишены этого недостатка, впрочем, как и способности долго сохранять вино, давая ему «дышать» и развиваться.

Говорить о достоинствах той или иной пробки можно только учитывая ее назначение.

Так, для укупорки недорогих ординарных вин подойдут как пластиковые, так и недорогие агломерированные пробки или винтовые из алюминия. Срок хранения ординарных вин обычно составляет не более двух лет, а вкус не подвержен заметным изменениям в процессе хранения. Вина среднего ценового сегмента могут быть укупорены пробкой из стекла или алюминия. Реже — натуральной.

Для укупорки дорогих марочных вин применяют исключительно натуральные пробки наивысшего сорта. Помимо своих упаковочных свойств, натуральная пробка придает определенный шарм самому процессу откупоривания бутылки.

Вопрос о том, какая же пробка лучше всего, пока что остается без ответа. Производители экспериментируют с формой и материалами, пытаясь найти баланс между традициями и требованиями современности, потребители теряются в разнообразии колпачков, а эволюция винной пробки все еще продолжается.

Сделать правильный выбор среди огромного разнообразия вин поможет наш каталог . Весь представленный на сайте алкоголь можно купить оптом по привлекательной цене.

В последнее время прослеживается четкая тенденция разделения виноделов на два лагеря: приверженцев натуральной корковой пробки и сторонников металлических винтовых колпачков. Обе стороны выдвигают убедительные аргументы в пользу своих теорий, так что до сих пор непонятно, какой способ закупорки будет преобладать в ближайшем будущем.

Классическая пробка изготавливается из коры пробкового дуба. Пригодной для переработки считается кора дерева, которому не менее 25 лет. Повторные срезы коры можно производить каждые 9 лет, а всего пробковый дуб живет около 150 лет. Основные «запасы» этих деревьев сосредоточены в Португалии, эта же страна является лидирующим поставщиком готовых пробок. Небольшие производства натуральной корковой пробки имеются в Испании, Италии, Франции и других странах. Многие века корковая пробка считалась идеальной для закупорки бутылок. Дело в том, что этот материал обладает уникальной молекулярной структурой, а в состав его входит множество полезных компонентов (таких как вода, глицерин, целлюлоза, природные танины). Благодаря этому готовая пробка обладает такими качествами, как упругость, эластичность, легкость, водонепроницаемость и химическая нейтральность. К натуральной пробке не было бы никаких нареканий, если бы не…

Коварный трихлоранизол

Трихлоранизол (ТСА) — химическое вещество, которое появляется на поверхности пробки и портит закупоренное ей вино. Напиток, пробка которого заражена TCA, приобретает характерный затхлый запах и привкус плесени. Естественно, о сохранении богатого аромата и вкуса вина не может быть и речи.

Причины возникновения «пробковой болезни» до конца не изучены. Пробка — пористый материал, в мельчайших полостях которого зарождается плесневый грибок. Многие считают, что хлор вступает в химическую реакцию с пробкой на этапе промывки коры, или же отдельные деревья изначально содержат некие химические вещества, приводящие впоследствии к образованию ТСА. Так или иначе, но в среднем 2-5% всех вин, закупоренных корком, могут страдать «пробковой болезнью» и, соответственно, становятся непригодными для питья. Производители натуральной пробки дают низкие цифры брака — до 1%, ну а конкуренты — производители синтетических и металлических пробок — утверждают, что бракованных вин среди закупоренных натуральной пробкой не менее 15% от всего объема. Реальные же цифры колеблются в диапазоне от 2% до 5%. А теперь представьте себе разочарование коллекционера, который приобрел на аукционе дорогую бутылку вина, бережно хранил ее несколько лет и, открыв ее по особому случаю, обнаружил проделки TCA. Немаленькие финансовые потери несут и рестораторы, ведь претензии в случае поражения вина «пробковой болезнью» в большинстве случае предъявлять некому.

Трихлоранизол и дороговизна натуральной пробки — вот два фактора, которые заставили искать виноделов альтернативные способы закупорки. И, надо сказать, их было найдено немало. Это и синтетические (полимерные) пробки, и технические (комбинированные) пробки из отходов коркового производства, и конечно, те самые винтовые колпачки, возмутители спокойствия в мире традиционной закупорки бутылок.

Притча во языцех: винтовые пробки (screwcap)

Металлический колпачок — не такой уж новичок на рынке закупорки вин. В 70-80-х годах XX века он уже широко использовался виноделами нескольких стран, а также был весьма популярен в авиакомпаниях. Стельвин (а именно так среди профессионалов называют колпачки, по названию марки первых крышечек) изготавливается из алюминия, внутрь колпачка вставляется синтетическая прокладка.

Достоинства винтовой пробки неоспоримы:

  • Вино защищено от образования трихлоранизола, проникновения кислорода и последующего окисления.
  • Бутылку очень легко открыть без специальных приспособлений, и более того — ее можно закрыть, если вино выпито не полностью. Натуральную или синтетическую пробку вернуть «на место» практически невозможно.
  • С винтовым колпачком легче отслеживать целостность упаковки.
  • Поверхность такой пробки — отличная площадка для воплощения идей маркетологов и бренд-менеджеров.
  • И наконец, едва ли не главный аргумент — производство металлических винтовых колпачков обходится на порядок дешевле, что снижает себестоимость каждой бутылки.

В Европе первыми использовать винтовые пробки стали швейцарцы, рислинги которых были по необъяснимым причинам подвержены «пробковой болезни». Затем эстафету подхватили виноделы Нового Света, которые сегодня являются главными потребителями металлических колпачков длявин. Австралия и Новая Зеландия — большая часть вин в этих странах разливается в бутылки с винтовыми пробками. Вина Нового Света не претендуют на многолетнюю выдержку, поэтому алюминиевая укупорка подходит для них идеально. Свое внимание на винтовые пробки обратили и самые маститые французские производители вин: один за другим они включают в свой ассортимент десятки разновидностей вин, закрытых металлическими колпачками.

Эксперты считают, что наиболее хорошо сохраняются под стельвинами белые высокоароматические, фруктовые, свежие вина — такие как рислинг и гевюрцтраминер. В то же время, некоторые знаменитые виноделы утверждают, что экспериментальные партии красного вина, закрытого стельвинами, замечательно стареют в их погребах на протяжении десятилетий! Хотя их созревание происходит медленнее, они остаются глубокими и сбалансированными, с яркими фруктовыми нотами.

Казалось бы, идеальный способ закупорки для винных бутылок найден. Тем не менее, сегодня доля вин, закупоренных винтовой пробкой, составляет всего около 5% мирового объема. А все потому, что существуют…

Контраргументы против винтовых пробок

Противники металлических колпачков утверждают, что вино в процессе выдержки должно дышать, то есть пробка должна быть газопроницаемой (каковой и является корковая). Действительно, металлическая пробка создает абсолютную изоляцию вина в бутылке. В редких, очень редких случаях появляется эффект так называемой «задушки» (образования сульфидов с неприятным запахом), но это случается только с теми винами, технология производства которых была нарушена. Герметичная винтовая пробка не пропускает кислород и не дает вину дозреть, поэтому те вина, которые предназначены для длительной выдержки, закрываются только корковыми пробками. Причем натуральная пробка подлежит замене после длительного срока хранения вина (через каждые 20 лет). Газопроницаемость пробки особенно важна для красных высокотанинных вин.

Помимо проблемы «дыхания», существуют и более тонкие моменты. Корковая пробка — это атрибут традиционной винной культуры. Дорогой штопор, тихий хлопок, минуты вынужденного ожидания перед разливом вина по бокалам… Для многих этот мистический ритуал, отработанный столетиями, значит едва ли не больше, чем качество самого напитка.

Среди любителей вина устоялся стереотип о том, что винтовой колпачок — символ вина низкого качества, и консервативный потребитель (особенно российский) еще долгое время будет проходить мимо бутылок с винтовой пробкой. А между тем, все авторитетные критики мира сходятся на том, что исход борьбы «корковая VS винтовая» зависит от маркетологов и PR-менеджеров, продвигающих эти способы укупорки. На стороне металлического колпачка — такие авторитетные личности, как Тайсон Стелцер, Дженсис Робинсон, ХьюДжонсон и сам Роберт Паркер; на стороне корковой пробки — само время.

В заключение, отметим, что винтовые пробки — не единственная альтернатива корковой. На подходе новые решения (среди них, например, стеклянные пробки), которые, вполне возможно, займут доминирующее положение на рынке укупорки.

Коротко о пробках

Корковая пробка

Легкая, прочная, эластичная, принимает форму
+ горлышка бутылки
+ газопроницаемая (хорошо созревают красные вина)
+ атрибут традиционной винной культуры

− вероятность «пробковой болезни»
− дорогое производство
− сложно открыть вино (особенно женщинам)

Винтовая пробка

Легко открывается
+ не образуется трихлоранизол
+ дополнительная площадка для брендинга
+ производство обходится дешевле

− отсутствие газообмена (вино «не дышит»)
− вероятность «задушки» (редукции) вина
− меняется культура винопития (нет ритуала открывания)

Вам может понравиться



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх