Подача семги на праздничный стол. Как подать блюда из красной рыбы на праздничный стол. Оливье с семгой

В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.

Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?

Отчитка – церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. Допустим, в Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5: 1–13; Лк. 8: 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.

С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10: 17), – с удивлением восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из знамений: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). По словам преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство обращает демонов» . Тем более что крест Христов стал для демонов нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением – явление в Церкви изначальное.

В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, – и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками» .

Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».

Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость – предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек – от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.

Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями – для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.

Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм – это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом – присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию – человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам – надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь несчастному.

Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но часто мы, к сожалению, никак не хотим осознать ту истину, что для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются» . Для этого требуется серьезно подготовиться к исповеди, вспомнив прожитую жизнь с самого детства, ввести себе в правило регулярно молиться дома утром и вечером, еженедельно посещать храмовые богослужения и как можно чаще причащаться святых Христовых таин. Мало этого, нужно постоянно читать духовную литературу, и не только Священное Писание, которое, увы, многие понимают по-своему, но и творения святых отцов, и полезные современные духовные книги, общаться с воцерковленными людьми, чтобы полностью переменилась сама атмосфера жизни. Только существенное изменение как внутреннего склада своей души, так и внешнего строя жизни, когда на первом месте уже будет Бог и исполнение Его заповедей, а на втором – все остальное, способно привести к всецелому освобождению души от влияния темной силы.

Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.

Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.

Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения» . Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель – смирение. Если гордость приятна демонам – именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, – то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.

Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21), можно, рассуждая от противного, заключить, что в человека входят они за его крайнее невоздержание и отвращение от Бога (противоположность поста и молитвы). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении» .

Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание – всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание – когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере . Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид пребывания – наиболее опасный, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость. – В.Д. ) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу» . Важно остерегаться сознательного подчинения в своих делах, словах и мыслях воле диавола, уподобляться ему по своей нравственной жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), – и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.

Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.

Три дня в неделю проходят в одном из храмов Троице-Сергиевой Лавры особые службы. Наместник монастыря отец Герман вымаливает, мажет миром и кропит беснующихся людей. Любопытствующим и психически больным сюда лучше не заглядывать. Здесь лечат болезни духа.

Необъяснимые симптомы

Довольно часто пациентами, которых лечит отец Герман, становятся люди с необъяснимыми болезнями. Человек тает на глазах, теряет силы, еле ходит, но ни один врач не может определить причину и поставить диагноз. Другой случай - постоянная тоска, депрессия вплоть до желания уйти из жизни на фоне вполне благополучной судьбы. Или, наоборот, беспричинные вспышки ярости и раздражения, доходящие до буйства у человека, обычно спокойного и уравновешенного. Могут быть приступы, припадки, симптомы эпилепсии или шизофрении, но без всяких признаков органического поражения психики.

Есть такая болезнь - одержимость

Разгадка может обнаружиться в церкви. Резко негативная реакция на все атрибуты церковной службы - ладан, святую воду, крест, молитвы, иконы, мощи, - свидетельство того, что человеком руководит чуждая ему сила. Еще больший шок может испытать тот, кто, зайдя в храм, вдруг закукарекает или начнет нецензурно выражаться. Все это происходит помимо его воли.

Так личность сталкивается с фактом, что её душой распоряжается какая-то иная сила, независимо от того, верит она в её существование или нет. Отчитка, которую проводит отец Герман, с предельной ясностью показывает характер этой силы. "А ну уйди от меня, поп!" - может вопить басом тонюсенькая девушка, а малыш лет шести способен с такой силой ударить кропящего святой водой священника, что того отбрасывает метра на три. Низкая, злобная, агрессивная - бесы, демоны - является источником загадочных заболеваний человеческого духа, именуемых одержимостью.

Как становятся бесноватыми

Первой причиной того, что люди оказываются во власти демонической силы, является неверие в духовный мир: ни в Бога, ни в черта. Из-за атеистического воспитания одно поколение безбожников сменялось другим, накапливая багаж грехов, - так объясняет отец Герман распространение одержимости в среде постсоветского населения. Человек некрещеный изначально живет по страстям, не признает заповедей Божиих, не получает защиты Святого Духа и попадает во власть духа нечистого.

Верующий знает заповеди и следует им. Но под влиянием лукавых духов и крещеные люди отступают от Бога, совершают греховные поступки. Однако у них есть возможность раскаяться и восстановить связь с Ним в таинстве причастия. Тот же, кто не противится искушениям, грешит и не кается, теряет власть над своей душой, отдает её во власть бесам. Они вселяются в сердце такого человека в момент сознательного совершения бессовестного поступка.

Ещё один комплекс причин одержимости называет архимандрит Герман. Это кодирование, обращение к экстрасенсам, колдовские практики. По сути, это «вселение нечистой силы с полного согласия больного и под его расписку».

А вот выгнать лукавого духа из души - это уже не во власти самого грешника. Здесь нужна сильная молитвенная помощь извне, её-то и оказывает отец Герман. Сергиев Посад - место, куда устремляются тысячи несчастных в надежде вновь обрести власть над своей душой.

Экзорцизм - изгнание бесов

Троице-Сергиева лавра - одно из немногих мест в России, где страдающие одержимостью и беснованием могут получить помощь. Изгнание бесов в церковной практике называется экзорцизмом. В евангельские времена это было доступно только Иисусу Христу. Учеников своих Спаситель учил: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (МФ.17,21). То есть только человеку крепкой веры и святой жизни под силу оказывать помощь в освобождении ближнего своего от нечистой силы.

С первых веков христианства установилась практика: на изгнание нечистых духов получать благословение у церковного иерарха, сан которого не ниже епископского. На Руси с 14 века была распространена молитва на изгнание бесов из богослужебной книги Киевского Могилы. Экзорцизм в России получил название отчитки - это особое богослужение для Сейчас чин отчитки входит в большой требник православных священнослужителей, она признается Православной церковью, но заниматься ею дано не всякому. Далеко не всякому, хорошо ещё, если одному из тысячи.

Нужны ли нам экзорцисты?

Противники чина изгнания бесов в практике православной церкви настроены категорично: «Отчитка отца Германа - это служба, которую нельзя посещать никому». Приводятся многочисленные аргументы, утверждается, что русская церковь никогда не знала этого чина. А что предлагают противники отчитки попавшим в беду людям? Тем, кто уже здесь, на земле, увидел себя в аду и во власти бесов. Молиться, поститься, ходить в церковь, каяться, причащаться, посещать святые места - словом, исправляться и надеяться на милость Божию.

Да! Теперь-то одержимый и готов делать всё, чем раньше пренебрегал, но владеющая им сила не даст приблизиться к Богу. Не всякий батюшка на приходе обладает молитвенной силой для возвращения блудного сына в лоно церкви. Нужна особая служба и люди, способные без вреда для себя совершать её.

Где могут помочь

Отец Герман Чесноков считается ведущим экзорцистом в России, а Троице-Сергиева лавра - самым известным местом, где получают помощь духовно болящие. Еще в советские времена занимался здесь отчиткой игумен Адриан. Лет тридцать назад получил от патриарха благословение на эту службу отец Герман. Лавра, однако, не единственное место, где способствуют духовному исцелению. В 100 километрах от Москвы, в селе Шугаево, служит о. Пантелеимон, в Башкортостане известен о. Симон, проводят отчитки в Калужской и в Горнальском - Курской области; в Нижегородской области такие службы правятся в Оранском монастыре, а в Пензенской - в Свято-Рождественском, что в селе Трескино. В сельских храмах Владимирской области и Татарстана есть священники, которые используют для помощи людям чин отчитки. Всего по России насчитывается до 25 священников, практикующих эту службу, собирающую огромное количество людей. «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). В лице этих священников православная церковь протягивает руку людям, попавшим во вражеский плен. Почему же их так мало?

Сделал доброе дело - готовься к искушению

В одной популярной православной книге приводится история батюшки, рискнувшего однажды исцелить бесноватую девочку. Не устоял перед просьбами несчастных родителей. После недели усиленного он провел чин отчитки по требнику - и нечистый дух оставил дитя.

Чувство радости сопровождалось невинной мыслью: «И я не так прост, что-то могу». Желание рассеяться и отдохнуть после напряжения духовных сил тоже вполне объяснимо - и батюшка с газетой в руках углубился в чтение городских новостей. Подняв глаза от интересной статьи, он ясно увидел того, кто вышел из девочки. Бес, глядя прямо в глаза, внимательно изучал его. Не помня себя от ужаса, священник помчался к духовному отцу, у которого даже не попросил благословения на эту службу. Надо думать, молитвы духовника смягчили расправу: батюшка был ограблен, избит, лишился всех зубов.

"Без Меня не можете творить ничего"

Абсолютное смирение, которое исключает всякую мысль о своей причастности к успеху - вот условие защиты от нападения нечистой силы. Смирение - это опытное познание своей немощи, служитель стопроцентно уверен, что исцеляет только Христос. «Я не изгоняю бесов, я читаю молитву с просьбой, чтобы Бог помог», - объясняет отец Герман. Отзывы о его службе могут быть различными, но то, что он сильный молитвенник, признают все. Он развивает мысль дальше: служба отчитки не имеет особой философии и не требует сверхъестественных способностей, выполняет он её не по призванию и личному влечению, а по послушанию. Такое же отношение к чину отчитки у отца Симеона из Башкирии - это всего-навсего духовная гигиена, ведь моем же мы руки и чистим зубы.

Другая составляющая безопасности, защиты от нападения бесов - максимальное удаление от всего мирского. В монастыре это выполнить легче. Людям в миру надо быть осторожнее. «Телевидение - источник духовного повреждения», считает отец Герман и включает его в число наиболее распространенных причин одержимости.

Послушание, смирение, отречение от мира с его страстями - казалось бы, ничего сверхъестественного, но так мало служителей, которым это по силам!

Александра Чеснокова

Божественный промысел есть в жизни каждого человека, но не всякий может следовать ему. Череду чудес увидел в своей жизни отец Герман - биография его содержит множество, казалось бы, несовместимых между собой фактов.

Воинская служба в Средней Азии в особом пограничном округе. Времена были неспокойные - шла война в Афганистане. За боевые операции по задержанию лазутчиков Александра Чеснокова (мирское имя отца Германа) хотели даже представить к званию Героя Советского Союза. Чем не начало успешной военной карьеры? Но претендент не был членом КПСС и, видимо, не собирался в неё вступать. Следующий этап - учеба в Московском автодорожном институте, престижном советском вузе. Учился он на экономическом факультете. Автомобили, экономика - образование, которое могло обеспечить интересную работу и успешную жизнь как в советском, так и в постсоветском обществе. Неожиданно для близких и знакомых оно прерывается.

«Моя жизнь - череда чудес»

По совету духовного отца Александр становится слушателем духовной семинарии, а затем академии. Профессор МДА А. Осипов вспоминает, что на его семинарах особенными познаниями Чесноков не выделялся, был простым слушателем, в тонкости богословия не вдавался. А в последний год учебы студент Александр становится послушником Лавры, примеряя на себя монашескую жизнь.

Когда вплотную встал вопрос о будущей жизни: стать монахом или священником в миру, произошёл «эпизод с солью». В нем видно прямое указание на волю Божию. За полчаса до того, как дать окончательный ответ, Александр, сидя в келье, подумал: «Если оставаться в Лавре, пусть у меня кто-нибудь что-то попросит». Тут же раздался стук в дверь, и знакомый иеромонах попросил у него соли. Вопрос был решен, в тот же день состоялось пострижение Александра. Знакомый иеромонах только пожимал плечами: «Никакой соли я у тебя не просил!» В настоящее время несостоявшийся Герой Советского Союза - экзорцист отец Герман. Сергиев Посад - место его постоянного жительства и служения.

Наша служба и опасна, и трудна

Каждую неделю в четверг, пятницу и субботу в полдень в Петропавловском храме, что рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, совершается чин изгнания бесов. Раньше он проходил в надвратном внутри монастыря. Несколько сот людей минут 10-15 напряженно ожидают священника. Это опоздание - начало подготовки к нелегкой службе.

Появление священника сопровождается шумом и ропотом в толпе, кое-где плачут, где-то угрожают, слышны рычание, мяуканье, кукарекание, лай, - всё обнаруживает присутствие нечистой силы. Служба отца Германа начинается с длинной проповеди. Она длится 1,5-2 часа, и некоторые уходят уже с неё. Остальные же слушают, затаив дыхание, потому как каждый узнает в обличениях священника свою жизненную историю.

Начинается чтение молитв на изгнание нечистых духов. богослужения, и бесы начинают неистовствовать: воют, рычат, матерятся, визжат. В храме присутствуют помощники батюшки, которые по его знаку выводят «симулянтов» - людей, играющих на публику. По признанию о. Германа, он знает, после какой именно молитвы выходят бесы.

Затем следует помазание миром, окропление святой водой - этим действиям нечистые духи оказывают физическое сопротивление, требуется немалое усилие, чтобы святыня коснулась тела беснующегося человека. "Изыди, отойди, Сатана... Изгоняем тебя именем Бога!" По окончании молитвы о. Герман напоминает, что на отчитке желательно побывать три раза, а затем обязательно участвовать в таинствах соборования, исповеди, причастия.

"Узок путь, ведущий в жизнь вечную"

Беснование и одержимость - это урок, данный Богом человеку, слишком далеко зашедшему по широкому пути греха. Это возможность уже в земной жизни увидеть, чью волю исполняет грешник. Отчитка отца Германа - шанс вырваться на волю из бесовского плена и начать жизнь по Богу. Покаяние, исповедь, причастие, молитвы и следование заповедям - это путь личной борьбы за своё спасение.

После того, как бесноватость проявилась, необходимо провести ритуал экзорцизма . Считается, что проводить его может только священник, находящийся на верхних ступенях совершенства и подвижничества. Ритуал заключается в проведении определенных действий и чтении молитв над бесноватым, который сам произносить слова Святого писания не способен (этому активно противостоит вселившийся в него дух). Саму процедуру изгнания бесов в православии называют «чином отчитки» от слова «читать» молитву.

На отчитку страждущего от бесов человека нужно обязательно привести с надетым на него нательным крестом. День перед службой ему следует поститься. На отчитку не допускаются некрещеные люди. Во время службы одержимого священник обильно окропляет святой водой и окуривает ладаном. После этого он внимательно читает над ним определенные молитвы. Делать это необходимо крайне сосредоточенно, всей душой призывая Бога и веруя в его благословение. Каждое слово, произнесенное во время этой процедуры, очень важно. Да и сам экзорцизм в любой религии считается особой миссией, своеобразным послушанием.

На протяжении всей отчитки священник читает Библейские тексты и молитвы, крестит и окропляет святой водой бесноватого, пока тому не становится лучше. Список молитв обширен. Это «Отче наш», «Молитва против демонских козней», «Молитва ко Святому Духу», Псалом 90, Псалом 50 и др. Всего таких спасительных молитв около нескольких десятков. Отчитка может продолжаться довольно долго, иногда пару часов, пока бес окончательно не покинет тела страждущего.

Термин "экзорцизм" происходит от греческого слова, обозначающего "заклинать", "обязывать клятвой". Это акт, цель которого - изгнание демонов (одного или нескольких) из тела существа, одержимого ими. В роли последнего может быть не только человек, но также и животное, а иногда и неодушевленный предмет. Например, на немецкой картине 15 века (круг Мартина Шонгауэра) изображена Мария Магдалина, а также Иоанн Евангелист, который благословением изгоняет из чаши с вином яд. Яд при этом выходит из нее в обличии змея. Известно, что в древности существовали галльские ритуалы изгнания демона, такие как экзорцизм воды, масла, соли и др. Видимо, они также были направлены на очищение материальных субстанций, которые, возможно, после этого использовались в различных ритуально-сакральных целях.

Изгнание демонов с древности мыслилось, как и в целом борьба с дьяволом, в пространственных категориях. То есть дьявола следовало прогнать с территории, не принадлежащей ему. Он должен был покинуть "сосуд тела" для того, чтобы Бог мог войти туда.

Особенности ритуалов, используемых в разных случаях

Ритуал различается в зависимости от того, насколько страдалец одержим. В легких случаях, например, когда речь идет о недомогании, которое приписывается демону, достаточно благословения. Экзорцизм в этом случае практически отождествляется с христианской молитвой о выздоровлении. К ритуалу в собственном смысле этого слова прибегают в том случае, если нечистый дух полностью овладевает телом страдальца, включая и его язык. Экзорцист, ведя беседу с телом человека, считает, что беседует с демоном. Этот ритуал применяется не только по отношению к одержимым. Экзорцизм в Западной церкви (а позднее также и в Римской католической) являлся необходимой частью обряда крещения. Считалось, что последний не просто приобщает человека церкви, но и изгоняет дьявола из его души, заменяя его Христом.

Обязательно ли произносить текст вслух?

Не всегда отчитка молитвами произносится вслух и нуждается в ритуальном сопровождении. В древности бытовало представление о том, что письменные ритуалы также действенны. В этом случае на шею одержимого просто повязывался соответствующий текст, и таким образом осуществлялось изгнание демонов. Однако способ этот, по всей видимости, не считался надежным. Это подтверждает написанное около 520 года галльское "Житие св. Евгенда". В нем говорится о том, что одержимой свирепым демоном девушке навязывают в большом количестве тексты экзорцизмов на шею. Однако дьявол не желает выходить из нее. Напротив, он насмешливо замечает участнику действа, что его не удастся изгнать, даже повесив на "сосуд", которым он завладел, все александрийские манускрипты. Необходимо приказание от монаха Юры Евгенда. После того как Евгенд пишет письмо-экзорцизм, одержимая бесом девушка освобождается от власти злого духа.

Кто изобрел ритуал экзорцизма?

Согласно преданию, изобретателем самого искусства повелевать демонами является Соломон. Из иудаистских легенд мы узнаем о том, что он мог управлять демонами лилин, рухин и шедим, мог даже заставить их плясать перед ним.

Описывает экзорцизм, который Елеазар, его соотечественник, осуществил в присутствии Веспасиана: к ноздрям демониака экзорцист приложил магическое кольцо и с помощью упоминающих имя Соломона заклинаний вытянул через ноздри демона. Одержимый упал, а для того чтобы показать Веспасиану, что демон вышел, Елеазар приказал нечистому духу перевернуть чашку с водой.

Первым экзорцистом в христианской религии считается сам Иисус. Однажды он изгнал из одержимого "легион" нечистых духов. Они вошли в свиней и затем бросились в море. Однако он совершил и обратное - позволил Сатане войти в тело Иуды. На тайной вечере он подал кусок Искариоту, и после этого в него вошел сатана.

Отметим, что, хотя текст экзорцизма адресован напрямую изгоняемому демону, он обращается в конечном итоге к Христу. Именно Иисус, строго говоря, и является единственным экзорцистом, так как изгнать демона без его вмешательства, как считается, невозможно. Экзорцисты также порой прибегают к помощи еще одной высшей инстанции (не считая Христа) - девы Марии.

Длительность ритуала

Длительность ритуала может быть различной. Демон иногда сразу же покидает одержимого. Однако описан случай, когда целых два года длилось его изгнание. Одержимый, как правило, после совершения ритуала "падает замертво", а порой и в самом деле умирает. В ирландском тексте 10 века "Плавание святого Брендана" один из спутников этого святого по наущению демона совершает кражу. Святой изгоняет нечистый дух наружу. Тот предстает присутствующим. После этого монах умирает, а его душу ангелы забирают на небо.

Средства изгнания

В качестве средств изгнания демонов может выступать отчитка молитвами, а также различные реликвии. В средневековой легенде, например, помогли волоски из бороды св. Винценция. Они были завернуты в шейный платок. Множество средств можно использовать, осуществляя экзорцизм. Слова молитв - это лишь один из способов. Например, орудием экзорцизма может быть гробница святого. Близость ее, как считается, заставляет демонов уйти прочь. Таким образом, любые священные предметы могут быть использованы. Хотя молитва (например, молитва - это все-таки главное средство. Без нее сложно осуществить ритуал.

Переговоры демона с экзорцистом

Нередко изгнание демонов оборачивается диалогом с ними. Общение экзорциста с нечистым духом порой бывает очень долгим. В ходе диалога на взаимоприемлемых условиях заключается договор. Духи демонов при этом часто мелочно торгуются, а экзорцист иногда (в наивных легендах) пытается в своих целях использовать познания дьявола. Например, он может узнать о загробной участи какого-нибудь умершего, осуществляя экзорцизм. Слова дьявола - это, конечно, не то, чему следует слепо верить, однако и из лукавого некоторым удается вытянуть правду.

Во время диалога важно оговорить, при каких обстоятельствах, когда и куда он выйдет. Например, некий средневековый экзорцист до того, как заклясть нечистый дух, выяснил у него, где и когда он намерен покинуть тело одержимого. Тот сообщил ему, что это произойдет сегодня в доме св. Маргариты.

Особенно принципиальным является вопрос о том, куда именно выйдет демон. Ведь при неверно заданных условиях он может покинуть только часть тела жертвы и поселиться, например, в горле, руке и т. п. Впоследствии он может снова занять покинутое место. Считается, что идеально выполненный ритуал - такой, при котором демон отправляется сразу в ад, откуда он не может уже вернуться на землю, так как ад, согласно апостолу Петру, является местом заключения где она ожидает окончательного суда. Однако заставить его туда отправиться особенно тяжело. Договорной процесс в этом месте часто буксует. О том, куда нужно выйти, демоны торгуются даже с самим Христом. В Евангелии они просят позволения вселиться в стадо свиней, что разрешает им Иисус.

Изгоняемый св. Франциском Пауланским демон намеревался выйти через глаза одержимой. Однако он вынужден был пойти другим путем. Демон в результате умелых действий святого оказался в плену в предусмотрительно заготовленном сосуде. Так был осуществлен еще один экзорцизм.

Иногда диалог может быть лишен сильных эмоциональных обертонов. Нечистый дух воздерживается от стенаний, однако ставит условие выхода или задает экзорцисту коварный вопрос, на который следует правильно ответить. Например, когда авва Аполлоний совершал обряд экзорцизма, демон сказал ему, что выйдет, но только если он скажет ему, кто такие овцы, а кто - козлы, о которых говорится в Евангелии. Вопрос этот - ловушка, которую, впрочем, Аполлоний благополучно избежал. Он ответил ему, что козлы - неправедные (в том числе и сам авва, так как он подвластен многим грехам), а кто такие овцы, об этом знает лишь Бог. Понятно, что в этом случае демон гордыней испытывал Аполлония. Однако ответ последнего был идеален. Он продемонстрировал полное смирение - самое лучшее орудие против злых духов.

Особенности лютеранского обряда

Обряд изгнания демона при всей его видимой разработанности часто включает личные моменты, которые определяются представлением экзорциста о дьяволе и причудливыми отношениями, складывающимися у него с демоном. Когда в 16 веке Лютер произвел своеобразную революцию в практике экзорцизма, отказавшись при этом от всех ритуальных компонентов, за исключением молитвы (понимаемой им также внеритуально - как процесс сугубо внутренний), он исходил из своих личных представлений о дьяволе. Ритуал экзорцизма, согласно Лютеру, льстит гордыне и самолюбию злого духа, если при этом произносится торжественное заклинание для изгнания демона. Поэтому тот лишь упрочивает власть. Следовательно, экзорцисту, как считает Лютер, необходимо отказаться от ритуала. Лишь презрение и молитва должны быть его орудиями. Ведь дьявола изгоняет сам Иисус, а не экзорцист. Он сделает это, когда пожелает, не руководствуясь при этом человеческими ритуалами. Описание выполненного Лютером экзорцизма показывает, как тот прибегнул к презрению (второму орудию) после того, как первое, то есть молитва, не помогло. Когда к нему была приведена одержимая бесом девушка, Лютер, возложив правую руку ей на голову, начал молиться. Окружающим он объяснил, что молитва продлится до тех пор, пока Бог не услышит его. Однако чтение ее не помогло. Сочтя, что молитва только угождает гордыне нечистого духа, Лютер отступил от девушки, а затем пнул ее ногой (конечно же, в этот момент он видел в ней лишь воплощение демона). После этого Лютер начал насмехаться над Сатаной. Изгнание демонов (экзорцизм) на этом было закончено. Девушку отвезли на родину, а Лютеру сообщили о том, что ее не мучил больше злой дух.

Протестанты, не отрицая необходимость самого ритуала изгнания, противопоставили экзорцизму представление о внутренней борьбе каждого человека с дьяволом. Последователи Лютера считали ритуал изгнания разновидностью колдовства, потаканием дьяволу. Й. Хокер Оснабург в своем трактате, в котором он выступает против экзорцистов (его можно прочесть в сборнике "Театр дьяволов"), утверждает, что греховно само использование молитвы и святых слов при совершении ритуала.

Необходимость очистки самого экзорциста

Рефлексивность, которая заложена в проблематике демонологии (ведь демон в конце концов находится внутри самого человека), проявляется также в теме экзорцизма. Осуществляющему его человеку приходится излечивать самого себя. Непростой задачей для экзорциста является собственная очистка.

Если вы намерены самостоятельно изгнать дьявола, задумайтесь, хватит ли вам для этого и духовных, и физических сил, а также смелости вступить в противостояние со злым духом. Не испугаетесь ли вы того, что, возможно, увидите, когда начнете читать заклинание? Даже сильные духом не всегда выдерживают того, что происходит, когда осуществляется изгнание демонов из человека. Для некоторых этот ритуал может даже оказаться роковым: психика и жизнь необратимо изменятся.

К пациенту следует отнестись особенно внимательно. Во время совершения обряда необходимо подавить в своей душе гордыню, забыть о брезгливости и самолюбии. Единственно важное сейчас - помочь душе человека, суметь избавить ее от гнета демона. Находящееся во власти нечистого тело может творить ужасные вещи. Целитель же должен смиренно просить Бога о помощи. Однако самое страшное - это возможные последствия ритуала. Человек может исцелиться, но есть шанс, что он погибнет. Поэтому необходимо понимать всю ответственность и осознавать свои силы. Отметим, что церковь очень редко дает разрешение на проведение этого ритуала.

В сложных случаях требуется повторить обряд неоднократно. Заклинание для изгнания демона, произнесенное вами, возможно, не сразу подействует. Не исключено, что нечистый дух покинет тело спустя несколько недель или даже месяцев. Произнесенное вами заклинание изгнания демона на латыни или любом другом языке - не гарантия того, что нечистый дух оставит свою жертву. Экзорцизм - сложный ритуал. Чуть ниже мы опишем основные этапы его проведения. Однако прежде всего следует убедиться в том, что человек действительно одержим дьяволом. Существует ряд признаков, по которым можно определить это.

Как можно узнать о том, что демонами?

Он может говорить на древних языках или же на современных иностранных, которых раньше не знал. Кроме того, он может обладать или способностями. Человек порой знает о том, чего никак не должен знать. Важный признак - одержимый боится всего освященного: церковных символов, креста. Он может также заниматься святотатством и богохульством. Отметим, что симптомы одержимости - это часто всего лишь признаки таких болезней, как шизофрения, эпилепсия, синдром Туррета, истерия, или иных психических расстройств. Однако возможно и обратное. Реальный экзорцизм, который имеет мощную духовную основу, способен изгнать бесов, маскирующихся под раздвоение личности, психоз, истерию, маниакальный синдром, паранойю, агрессивную шизофрению.

Этапы проведения ритуала

Прежде всего нужно узнать о пути, по которому нечистый дух попал в жертву. Затем следует выяснить имя того, кто позволил войти демону в творение Божие. Далее над больным читаются молитвы. Это может быть (глава 14 и 16), "Символ веры" или "Отче наш". Необходимо, совершая обряд, удерживать человека. Иногда для этого могут понадобиться даже веревки.

После чтения молитв следует окропление святой водой. Далее идет общение с бесом, который вошел в тело человека. Это опасный момент: если победит нечистый, он останется. Теология - любимая тема разговоров бесов. Они могут пытаться заманить экзорциста в логическую ловушку. Вам может помочь хорошее знание религиозной литературы, а также покорность Божией воле и полное смирение. Бес в случае победы станет вопрошать о том, как и куда ему выходить. Он может начать торговаться, а также просить его оставить. Будьте тверды в ваших намерениях.

Заключительный этап - чтение особого заклятия на изгнание демона на русском или любом другом языке. Сам по себе язык не так важен. Большой популярностью пользуется также заклинание изгнания демона на латыни. Важнее то, какой смысл вкладывается в заклятие. Текст заклинания приведен ниже.

«Изгоняем тебя, дух всякой нечистоты, всякая сила сатанинская, всякий посягатель адский враждебный, всякий легион, всякое собрание и секта диавольская, именем и добродетелью Господа нашего Иисуса Христа, искоренись и беги от Церкви Божией, от душ по образу Божию сотворенных и драгоценною кровию Агнца искупленных. Не смеешь боле, змий хитрейший, обманывать род человеческий, Церковь Божию преследовать и избранных Божиих отторгать и развеивать, как пшеницу. Повелевает тебе Бог всевышний, коему доныне уравняться желаешь в великой своей гордыне; который всех людей хочет спасти и привести к познанию истины. Повелевает тебе повелевает тебе Бог Сын; повелевает тебе Бог Дух Святой. Повелевает тебе величие Христа, вечного Бога слова воплощенного, который ради спасения рода нашего, завистью твоею падшего, смирил себя и был послушен даже до смерти; который церковь свою поставил на камне крепком и обетовал, что врата ада не одолеют ее, ибо сам с нею пребудет до скончания века. Повелевает тебе таинство креста и всех тайн веры христианской благородство. Повелевает тебе высокая Богородица Дева Мария, которая надменнейшую главу твою с первого мига непорочного своего зачатия в смирении своем поразила. Повелевает тебе вера святых апостолов Петра и Павла и прочих апостолов. Повелевает тебе кровь мучеников и всех святых мужей и жен благочестивое заступничество».

Ритуал пройдет легче, если вы будете использовать христианские реликвии. Они помогут вам в изгнании беса. Также важно то, чтобы одержимый понимал, что с ним происходит, и по возможности помогал экзорцисту.

Экзорцизм - это обряд, который проводят для того, чтобы изгнать из человека злые силы . На первый взгляд, одержимость бесами, кажется, чем-то совершенно неправдоподобным. Но такие случаи действительно существуют в реальности. Для решения подобных проблем, существует церковная отчитка отца Германа. К ней обращаются не только люди, мучащиеся от одержимости, но и те, на кого навели порчу или сглаз, имеющие тяжелые заболевания.

История экзорцизма

Изгнание нечистой силы - часть церковной науки . В современное время, возможно стать профессиональным экзорцистом, окончив католический университет.

Изгнание бесов из человека - обряд очень древний, его истоки идут к моменту появления христианской культуры. Первым экзорцистом в истории был сам Иисус Христос. В Библии рассказывается, что сын Бога прогнал нечистую силу из человека и поселил ее в свиней. Тогда околдованные бесами свиньи кинулись в пропасть.

Изначально, умением избавлять от нечисти обладал лишь Иисус Христос. Затем такая способность была дарована его ученикам. Это произошло тогда, когда на них снизошел Святой Дух. Считается, что современные монахи, наделенные даром изгнания бесов, являются последователями Христа и его апостолов.

Людей, умеющих изгонять дьявола, всегда было очень мало. Отчитки от злых духов были очень распространена в Средние века, когда была популярна мученица Марина Антиохийская . Известно несколько случаев ритуалов экзорцизма с трагическим концом - гибелью одержимого или священника, они даже легки в основу фильмов.

В 14 веке на Руси появилась первая литература с советами по изгнанию бесов. Ее автором был митрополит Петр Могила . Спустя столетия, экзорцизм не менее актуален, чем в прошлом, случаи одержимости злыми духами все еще существуют.

Экзорцизм в современности

Изгнание бесов не является пережитком прошлого. О современных ритуалах избавления от нечистого духа, известно следующее:

  • Некоторые критики, уверяют, что работа отца Германа - это настоящая симуляция и в роли одержимых присутствуют приглашенные актеры. Это мнение также сложилось из-за того, что чаще всего необходимо несколько обрядов экзорцизма для достижения результата. А на отчитках у иеромонаха Германа Чеснокова люди исцеляются сразу же, даже те, кто давно прикован к постели;
  • На Украине самым популярным экзорцистом был Василий Вороновский из церкви Святого Михаила в городе Львове . К несчастью, он уже отошел к Богу;
  • Изгнание дьявола проводится во многих монастырях Украины. Огромной известностью пользуется церковь в селе Колодиевка Тернопольской области. В сельской местности также есть местные экзорцисты, работающие даром. Они считают это своим святым долгом, но на расспросы о ритуалах ничего не отвечают, как и те, кто был ими исцелен;
  • К игумену храма Благовещенья Пресвятой Богородицы - отцу Варлааму , приезжает множество людей не только из России и Украины, но и из-за границы. Уже более 30 лет, он проводит личные и групповые сеансы. Отец Варлаам считает, что отчитка необходима только одержимым бесами, но никак не подверженным порче и проклятиям;
  • По словам отца Варлаама, были случаи, когда ребенок через неделю после рождения становился бесноватым. Таким образом, дети платят за грехи родителей;

Как проходит отчитка

Священнослужители не имеют права придумывать ничего нового в обрядах экзорцизма. Отчитка происходит так же, как и обряд, который проводил Иисус:

  • Обязательной является и личная беседа, позволяющая определить одержимость. Если духовник убедился в присутствии злых духов и разрешение на обряд получено, из близких родственников выбирают свидетелей для ритуала;
  • Перед проведением обряда, свидетелям нужно пройти исповедь и получить благословение. Очевидцем не может быть человек со слабыми нервами. Свидетели не только присутствуют при отчитке, но и непрерывно произносят необходимые молитвы;
  • Для того чтобы изгнать нечистую силу, может потребоватся несколько сеансов. После ритуала, больному и его родственникам нужно поститься и читать молитвы, заказать молебны и сорокоусты. Священник сам скажет, что нужно делать, какой список псалмов стоит почитать и пр. Если исцеленный человек не поменяет свою жизнь в согласии с христианской верой, бесы могут посетить его снова;

Мнение священников

Нет единого мнения об обрядах экзорцизма. Среди священнослужителей существуют две точки зрения:

Критики говорят, что массовые отчитки - это прямое нарушение чина . Священник должен проводить ритуал только с благословения, для одного человека в присутствии близких родственников. Значит, нельзя просто зайти в церковь и смотреть процесс изгнания бесов.

К тому же далеко не могут стать свидетелями. Необходимо крепкое психологическое здоровье, отсутствие тяжелых грехов, и, конечно же, близкая связь с бесноватым. Потому отчитки отца Германа поддаются множественной критике.

Массовые отчитки, по мнению критиков, приносят больше вреда, чем пользы. В ритуалах экзорцизма нуждаются только те, кто является крайне одержимым. А многие же люди хотят просто избавиться от порчи при помощи церковного обряда. Бывало и такое, что страдающие от пьянства, верили, что это нападки дьявола и думали, что их должны отчитать. Конечно, за подобные попытки никто не будет побивать людей камнями. Но это в корне неверно.

Кроме того, присутствуя на массовом обряде можно «подцепить» чужую негативную энергию . Если в помещении находится настоящий бесноватый, неизвестно, в кого может вселиться злая сила потом. Потому отбор свидетелей очень строг, окружающие люди не должны становиться оружием дьявола.

Помощь отца Германа

Что бы ни говорили критики, ни об одном священнослужителе нет такого количества отзывов, как об отце Германе. , биография которого широко известна многим верующим, уже много лет проводит отчитку бесноватых. Он является единственным, кто получил на это благословение.

Помощь доступна для всех людей желающих попасть к отцу Герману из Сергиева посада на отчитку. Расписание, телефон и адрес можно найти на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры . Записаться заранее нельзя, да и нет такой необходимости. Достаточно просто уточнить часы приема. Все, кто желает обратиться, могут приехать в православный храм.

Люди, лично посетившие вычитку у Германа Чеснокова, оставляют свои отзывы онлайн, чтобы помочь другим принять правильное решение:

отчитка отца Германа в изгнании бесов






Не нужно бояться. Бог обязательно поможет. Я была на службе, сейчас очень радуюсь, что все же решилась туда прийти. Было то, что немного шокировало, крики и пр. Перекрестилась, помолилась Иисусу и службу отстояла спокойно. Батюшка сказал, что нужно прийти еще один раз. А мне уже намного лучше. По графику он отчитывает, в четверг, пятницу и субботу.

Приезжала на отчитывание к святому отцу. в Подмосковье. В Сергиевом посаде он принимает. Выражаю ему свою благодарность. Если слушать то, что он говорит на проповеди и сделать это, очень помогает.

Спасибо Герману Чеснокову и священнослужителям, которые ему помогают: отцу Олегу и другому священнику, имени которого не запомнила, к сожалению. Без них бы не справилась, такое состояние было тогда.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх