Древнерусские блюда. Древнерусская кухня.

Древнерусский этап развития русской кухни длился почти 500 лет. О своеобразии кухни того периода мы можем судить по одному из древ­них письменных памятников - книге «Домострой», которая была напи­сана советником царя Ивана IV Грозного Сильвестром. По сути, эту кни­гу вполне можно считать первой кулинарной книгой на Руси, ведь автор составил список современных ему блюд и напитков. Кухня того времени отличалась строгими правилами и традициями, которые соблюдались в каждой семье. Самым лучшим кушаньем считалось то, которое сделано по рецепту, полученному от матери или бабушки. Всегда было принято внимательно присматриваться, как готовится одно и то же блюдо у раз­ных хозяек. Древнерусская кухня требовала четкого следования рецепту­ре, а кулинарные фантазии не особенно приветствовались. Еда была простой, не очень разнообразной, но подаваемые блюда и напитки должны были быть многочисленны, особенно на праздничном столе. Своеобразие древнерусской кухни определялось как продуктами, кото­рые использовались, так и способами их приготовления. Блюда в старо­русской кухне разделялись на мучные, молочные, мясные, рыбные и рас­тительные.

Для наполнения используются свинина, баранина, говядина и т.д. традиционный рецепт Урала требует 45% говядины, 35% ягненка и 20% свинины для приготовления начинки. Перец, чеснок и лук добавляют к столу. Хлеб - неотъемлемая часть богатого русского стола среди россиян - любимая смесь хлеба. Специальность нового происхождения - ржаной хлеб. Самое известное русское печенье - пирохи и пирожки, и они сделаны из вареного теста с разными начинками.

Рожь, ячмень, просо, овес и пшеница часто встречаются на русском столе. Муссы, особенно из гречихи, круп и риса, популярны и питаются как дополнение или завтрак. Русские едят много пресноводных и морских рыб: окунь, треска, лосось, сельдь, солнцезащитный козырек, сардины и существо. Икра как самая популярная и самая желанная русская еда заслуживает отдельных линий. Помимо трюфелей, устриц, гусиных паштетов и присущего шампанскому, икра является привилегией самых высоких уровней, естественно благодаря астрономическим призам.

К кушаньям, приготовленным из муки, относился, в первую очередь, хлеб, преимущественно ржаной, который появился несколько веков назад и до сих пор остается характерным именно для русских. Ржаной хлеб считался полезнее пшеничного, ему приписывались многие лечебные свойст­ва. Пшеничный хлеб был так называемым хлебом для праздника. Он пода­вался в особых случаях и пекся в виде калачей.

Однако любовники утверждают, что цены соизмеримы с удовольствием. Салаты Оливье и Орлова также получили всемирную известность. Лучшая икра - жемчужно-серый цвет ящериц осетровых. Икра лосося красноватая по цвету, а также другие виды икры, добытой из других рыбных яиц. Перед подачей необходимо охладить икру, верхнюю ложку яиц и тост, масло, лимонную четверть и стакан водки. Сначала выпейте водку, мы намажьте жареный хлеб маслом и икрой и окунитесь лимонным соком и наслаждайтесь всеми чувствами.

Благодаря холодному климату в России доминируют корнеплоды и капуста. Корнеплоды свежие или соленые, а морковь, свекла, редис, огурцы, грибы и картофель подаются с капустой. Потребление других овощей преимущественно сезонное. Самый известный и самый известный российский молочный продукт - кефир, напиток из кислого, обезжиренного или обезжиренного коровьего молока, который играет значительную роль в кефирных дрожжах. Кефир больше всего потребляется на Кавказе, где люди очень долговечны, и секреты долголетия приписываются этому напитку.

Второе место среди мучных продуктов по праву занимали пироги. Пи­роги по способу приготовления были «пряжные», их жарили на масле, и «подовые», выпекаемые в печи. Подовые всегда готовились из квасного теста, на дрожжах, а пряжные могли быть приготовлены и из постного. Пироги имели продолговатую форму и разную величину. Большие называ­лись пирогами, а маленькие - пирожками. Все пироги, за исключением сладких, подавались к горячему.
К другим видам блюд, выпекаемых из теста, относился каравай. Он представлял собой сдобный хлеб, приготовленный самыми разными спо­собами. Тесто для «битого» каравая взбивалось в отдельной посуде на мас­ле, для «ставленого» - на молоке, для «яицкого» - на яйцах. А еще из тес­та делались курник, оладьи, котлома, сырники, блины, хворосты и висели.

Известно отличное русское кислое молоко. Типичные специи, используемые в русской кухне, - укроп, петрушка, сельдерей, перец, корица, кардамон и гвоздика. Чай является самым популярным напитком в России. Да, вы хорошо читаете. Чаи используют русские даже больше, чем водку. Русский чайный чай - это социальное мероприятие с чаем и пирожными, чья традиция в прошлом году началась в Национальном символе, российский самовар, к сожалению, сегодня является лишь ностальгической памятью о российском прошлом.

Квас рядом с водкой и чаем - национальный русский напиток, он ферментирован, очень прост и лишен алкоголя. На западе русская водка является самой популярной, и почти все об этом известно. Менее известно, что в водке готовят отличные ликеры: водку, ликер с добавлением ягодных фруктов и юбилея, ликер с добавлением ароматных трав. Среди игристых вин Кримской превосходит.

Некоторые из этих блюд мы с успехом го­товим и сегодня. К мучным блюдам отно­сились также кисели, которые по тради­ции заваривали мукой и, конечно, различ­ные каши.
Молочные кушанья были представле­ны, прежде всего, лапшой с подливом в нее свежего или топленого молока, мо­лочными кашами и всеми видами молоч­ных продуктов: творогом, сметаной, кис­лыми сырами.

Среди российских десертов сегодня преобладают сладкий хлеб, торты, торты, бренди и блины, но мы все еще перечисляем деревенские старые русские десерты. Кисель - старейший русский десерт, то есть его вид желе из сушеных и ягодных фруктов, мелассы и молока. Типичные русские десерты включают блины, русские блины, приготовленные из вареного теста с пшеничной и гречневой мукой, и гогольский крем-моголь из яичных желтков, коньяка, сахара, апельсинового ликера и лимонного сока. Паша - традиционный пасхальный пирог, взбитые сливки, яйца, масло, лимонная цедра и апельсины с нарезанным миндалем, алый, бисквит, молочные и фруктовые сливки.

Мясо на Руси ели вареным или пече­ным. Вареное мясо подавалось в первых блюдах: щах, ухе, рассолах или под взвара­ми (соусами). Запекали мясо в печи. При­нято было употреблять баранину, говяди­ну и птицу (кур, уток, гусей). Готовили и мясо дичи: оленину, лосятину, зайчатину, и мясо дикой птицы: уток, гусей, лебедей, рябчиков и перепелов.

Самым известным является салат из винегрет, за которым следует грузинский салат из бобов и орехов, и оба имеют афродизиак. Мировую славу завоевали салаты Оливье и Орлова. В настоящее время, когда национальности сильно переплетаются, наша гастрономия влияет на различные иностранные влияния. Несмотря на то, что кухня поглощает новые тенденции, каждая страна хранит национальные блюда, вкусы и обычаи. В настоящее время гастрономию можно разделить главным образом на азиатскую и европейскую.

Даже небольшая страна, такая как Чешская Республика, имеет много региональных продуктов. Итак, что определяет различия в мировом и региональном рейтинге? Это в основном географические условия, климат и окружающая среда, старая культура, экономическое развитие, экономика в данной стране, национальные традиции, а также религиозные обычаи.

Русь всегда изобиловала рыбой, как морской, так и речной. Ее вялили, суши­ли, солили, готовили под взварами и на пару. Рыба подавалась и в первых блю­дах: рассольниках, ухе, солянках (селян­ках). Ее ели печеной. Особым лакомст­вом всегда считалась икра, особенно свежая зернистая - из осетра и белоры­бицы. Икру употребляли с уксусом, перцем и луком, ее варили в уксусе или мако­вом (миндальном) молоке или жарили.

Итальянская кухня Итальянская кухня считается одной из трех лучших в мире. Характерно, в основном, с его макаронами, которые бесчисленными видами по-разному. Всемирно известный суп - минестроне. Мы также знаем различные виды пиццы, специальные сыры и, что не менее важно, знаменитое итальянское мороженое. Мясо в основном используется морепродуктами, телятиной и курицей. Многие овощи потребляются, главным образом помидоры, различные виды салатов и перцев, а также базилик, розмарин, лаванда и тимьян - наиболее часто используемые специи.

Мы также встречаем различные виды уксуса и оливкового масла. Азиатская кухня Очень разнообразная с точки зрения аромата, вкуса и зрения. Это включает в себя китайскую, японскую, корейскую, индонезийскую, индийскую и тайскую кухню. Из специй, которые широко используются, мы главным образом используем имбирь, куркуму, карри, кардамон, звездный анис и чили. Соусы, часто соевые, волевые и устричные, часто используются. Он также на вкус рисовое вино Саке. Блюда в основном предварительно подготовлены, поэтому термообработка очень быстро.

Особо следует отметить способ и технологию приготовления русских национальных блюд. Печи, построенные для отопления жилища, служили одновременно и для приготовления пищи. В русской кухне издавна про­цесс готовки сводился к варке или выпеканию продуктов в русской печи (жарение было заимствовано у татар позднее). Вареная пища только отва­ривалась, а то, что было предназначено для печения, только пеклось. Та­ким образом, народная русская кухня не знала ни соединения продуктов, ни их комбинирования, ни двойной тепловой обработки. Вся технология горячего приготовления сводилась к нагреву. Тепло печи могло быть трех степеней: «до хлебов», «после хлебов», «на вольном духу», но всегда пища готовилась без непосредственного контакта посуды с огнем, нагреваясь только через толстый слой раскаленных кирпичей. Температура при этом могла быть либо все время постоянной, либо падающей, если печь посте­пенно остывала, но никогда не бывала возрастающей, как это принято при современном приготовлении на плите.



Главная особенность русской пе­чи - равномерный, устойчивый жар, который держится очень долго и по­сле того, как печь уже закончили топить. В зависимости от температурно­го режима в печи каждый раз готовилось разное кушанье. При температу­ре 200 °С пекли знаменитые русские пироги: кулебяки, расстегаи, курники и шаньги; запекали целого поросенка или гуся. В остывающей печи можно было томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пи­щи, приготовленной в русской печи, был совершенно особым за счет того, что кушанья получались томлеными или полутомлеными.

Напитки - очень популярный чай, особенно зеленый. Азиатская кухня отличается богатым выбором морепродуктов. Много блюд также приготовлено на специальной кастрюле - воке. Английская кухня Английская кухня очень вкусная, здоровая и простая. Популярное мясо включает баранину, говядину, птицу, рыбу и морепродукты. Чаще всего они выпекаются или выпекаются. В английской кухне также есть богатый завтрак. Обеды более простые и быстрые, такие как сэндвичи или овощные салаты, а ужин - основная еда дня. Вустер, кетчуп и табаско в основном используются для приправы.

На семейные торжества и православные праздники во всех семьях, не­зависимо от достатка и сословия, принято было готовить одни и те же оп­ределенные блюда. Уже в древнерусский период большое значение приоб­рела обрядовая кулинария, эта традиция сохранялась очень долгое время, практически до советской власти.
Среди праздничных блюд особо следует отметить те, что готовились на Масленицу, которая отмечается в преддверье Великого поста. Главным отличием этого праздника являлось разгульное веселье и обилие блинов.

Любимые виски - виски и джин. Французская кухня Это особенно знаменито и считается лучшей в мировой кухне. Ее блюда принимают все цивилизованные нации в свой рацион. Блюда легкие и богаты овощами. Мягкое мясо, телятина, говядина, баранина, домашняя птица, кролик и оленина широко используются. Добавки включают, например, грибы, трюфели или растительное масло. Пища легко усваивается, а легкий хлеб используется в качестве корма. Вино и сыр подаются на питание. Сыры также являются неотъемлемой частью блюд.

Многие блюда готовятся к вину, и используется широкий спектр специй. Что касается десертов, то это в основном супы, пудинги и блины. Питание обычно закрывается кофе и пищеварением. Русская кухня Благодаря своей обширной территории трудно охарактеризовать ее. Популярны яйцо, рыба, птица, овощи, сливки, масло, овец и свинины. Завтрак богатый и сердечный. Любимые блюда также из фарша. Типичная столовая выглядит так, что на столе много прогулок, и каждый гость выбирает по своему вкусу. Любимым приложением является тёмный ржаной хлеб, картофель, рис и овощи.


Каждая хозяйка старалась угостить своих домашних и гостей на славу. И главным блюдом были блины. На лакомки, то есть в среду Масленой не­дели, тещи приглашали «на блины» зятьев с дочерьми, отсюда и пошло вы­ражение «к теще на блины». Особенно этот обычай соблюдался в отноше­нии молодых, недавно поженившихся. Как правило, в этот день собира­лась на гулянье вся родня. Зато в пятницу на тещины вечери зять угощал блинами тещу с тестем. Правда, угощение было весьма своеобразным. Ку­рьез заключался в том, что званая теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым весь блинный скарб: таган, сковороды, черпак и даже кад­ку, в которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же присылал муку и ка­душку с маслом.

Напитки включают знаменитую российскую водку, крепкий чай, российский сект, пиво и вино. Известна также русская икра, колбасы и русский шоколад и сладости. Всемирно известный суп - борщ. Греческая кухня Он популярен среди фарша, блюд на гриле и рыбных блюд и морских подарков. Используется большое количество свежих овощей и фруктовых салатов. Также популярны оливковое масло, маслины и много разных трав. Всемирно известными являются гироскопы или мусака. Также известен греческий лаваш.

Американская кухня Очень разнообразная и разнообразная. Большое влияние оказывает кухня, английский, испанский и французский. Типичные горячие блюда - это хот-доги, гамбургеры. Ужин - основная еда в течение трех курсов. В нем есть мясные блюда, приготовленные на гриле и выпечке в кастрюле. Фруктовые или овощные соки пьяны, с цитрусовыми, овсяной мукой, тостами, рыбой и т.д. национальным блюдом является испеченная индейка. Что касается употребления алкоголя, это в основном аперитивы, овощные соки, пиво, игристые вина, лимонады и виски.

Самые разнообразные поверья и традиции связаны с блинами у рус­ских людей. Существовала примета, что, если накормить роженицу блина­ми, роды пройдут легко, а новорожденный будет крепким и здоровым. И на поминальном столе блины были обязательным кушаньем, символизи­руя, с одной стороны, замкнутый круг земного бытия, а с другой - беско­нечность существования жизни духовной. Никто не знает, когда блины впервые появились на русском столе, но известно, что они были ритуаль­ным блюдом еще у славян-язычников.

Религия исповедует арабская кухня. Он разнообразен и разнообразен и использует большое количество овощей и фруктов. Они не едят свинину и не пьют алкоголь. В основном используются сырые, бобовые, кунжут, маслины, картофель, овечье мясо, баранина, птица и рыба. Классический кусок хлеба - арабский. Типичными блюдами являются овощные гамбургеры с нутом. Десерты очень сладкие, сахар дополнен фисташковыми орехами, мед. Напитки - это крепкий кофе с ароматом кардамона и мяты.

Венгерская кухня Специальная венгерская кухня включает в себя оленину, цыплят, уток, гусей, рыбу и фарш, большое разнообразие овощей и фруктов. Большинство блюд - перец, как горячий, так и сладкий, сметаной. Популярны рис, лапша и гнокки, возможно картофель и Тархона. В качестве аперитива вы не можете пропустить популярные абрикосовые и венгерские вина, такие как Токай. Бавор Родовский Юнши из Хустиржана был чешским дворянином и алхимиком. Это происходило из старой семьи Роддинских Хустиран. Семья не была богатой и не могла позволить себе отправить Баварию в университет, поэтому ему пришлось учиться самостоятельно.

Разделение блюд на постные и скоромные произошло в русской кухне очень рано и оказало большое влияние на формирование дальнейших тра­диций. С одной стороны, строгое разграничение постного и скоромного стола привело к некоторому однообразию используемых продуктов и блюд, но, с другой стороны, обогатило русскую кухню грибными и рыб­ными блюдами, кушаньями, приготовленными из лесных ягод и трав (кра­пивы, сныти, лебеды и др.).

Например, самообучение, освоение математики, астрономии, философии, но главным образом алхимия, которая буквально провалилась. За приданое его жены Воршилы он купил ферму в Радостове, но ему пришлось продать ее позже за долги. Затем он переехал в Прагу, где он также был обязан себе. В это время его жена и его единственный сын оставили его.

В течение столетий чешские земли носили богатого дворянина, чтобы использовать астрологов и алхимиков в дополнение к художникам или архитекторам. Алхимия стояла на границе науки и шарлатанства, мы обязаны ей серией открытий, но она часто проходила по слепым улицам. Многие не говорят о том, что кулинарные рецепты могут быть созданы как побочный продукт алхимических попыток в этих глухих аллеях.


Что же представляло собой постное меню? Самыми распространенными были жидкие кушанья: похлебки, полевки, соло-духа, кулага, толокно, овсяный кисель с по­стным маслом, а также квашеная капуста, соленые грибы, грибные кушанья, каши из ячневой, овсяной, пшенной, перловой, гречневой круп, намного позже - печеный картофель. Пожалуй, самая известная пост­ная еда - тюря. Это холодная подсоленная вода с кусочками хлеба и репчатым луком.
Часто во время поста готовили толок­но, которое делалось из овса, обжаренно­го, точнее выдержанного в продолжение ночи в уже не слишком горячей, но доста­точно теплой печи.

Мука, полученная из такого зерна, теряла способность образо­вывать клейковину, но зато хорошо набухала в воде и быстро загустевала. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой воде, которую слегка подсаливали. Оно было любимым лакомством детворы. Из загустевшего толокна дети лепили рыбок, петушков, зайчиков - и забава, и вкусно, и го­лод прогоняет. Толокном обычно полдничали или ужинали перед сном.

Полевка - это жидкая похлебка, которую приготавливали из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста - расчины. Расчину стави­ли закисать накануне. Когда она достаточно закисала, в горшочке кипяти­ли воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и «закола­чивали» колотовкой (приспособление, которое вырезали из молодого, тщательно оструганного соснового деревца, на котором оставляли вееро­образные тонкие сучки длиной 3-4 см). Полевку заправляли луком, суше­ными грибами, а в некоторые дни поста сельдью или вяленой рыбкой.

За Великим постом следовал самый главный православный праздник - Пасха, или Воскресение Христово. Пасхальный стол отличался празднич­ным великолепием, был обильным и очень красивым. Запекали поросен­ка, барашка или окорок, жарили телятину. Цветами украшали блюда, а так­же стол, иконы и дом. Для пасхальной трапезы до сих пор пекут сдобные куличи, готовят творожные пасхи и красят яйца. По древней традиции, яйца красили и ук­ладывали на блюдо среди специально про­рощенной зелени овса и пшеницы.

Рождество Христово - один из самых светлых христианских праздников. Вечер накануне Рождества - Рождественский со­чельник или сочевник, получил название от слова «сочиво» - ритуального кушанья, приготавливаемого из макового сока с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже - риса. Сочивом на­чиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, а также на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая кутья, была разной по составу. Так, рождественскую кутью го­товили постной. Ее приготавливали с маковым, миндальным, ореховым, конопляным соком с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лес­ных орехов, миндаля. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В древности был обычай навещать дом, в котором по­явился новорожденный, а в числе даров приносить бабкину кашу и бабки­ны пироги. В отличие от рождественской постной кутьи, бабкину готови­ли «богатой». На поминках подавали постную поминальную кутью - «ко­ливо». Кстати, ржаную или пшеничную соломину, стебель и колос в древности тоже называли «коливо». Отсюда, возможно, и название ку­тьи, так как старообрядцы, например, готовили ее только из красной пше­ницы. Этот обычай сохраняется и по сей день.

Среди семейных праздников, на которые было принято готовить спе­циальные блюда, можно выделить свадьбу и поминки.


Традиционную русскую свадьбу обычно играли осенью, а подготовка к торжественному дню могла длиться около двух месяцев и состоять из не­скольких этапов, ни один из которых нельзя было пропустить, это счита­лось плохой приметой. Что касается свадебного обеда, то на этот счет су­ществовал целый свод правил и установлений. На русском свадебном столе кушанья были глубоко символичны. Тесто всегда было символом благополу­чия и плодородия. Поэтому на свадьбу в первую очередь готовили каравай. В некоторых губерниях словом «каравай» называли саму свадьбу. А каравай­ником - специальный свадебный чин. На свадьбу обязательно пекли и пи­роги. Руководить выпечкой могла только женщина, живущая с мужем в любви и согласии и имеющая добрых детей: считалось, что семейный лад через пирог передается молодым. Каравай украшали цветами и веточками калины (символ любви). Тот из молодых, кто откусит самый большой кусок
пирога, и будет хозяином в доме. При этом новобрачным за праздничным столом не разрешалось есть то же, что ели остальные гости. Жениху можно было отведать не­много каравая с сыром и выпить вина, не­весте чаще всего не дозволялось и этого, но свадебный стол должен был ломиться от яств. В центре стола ставили каравай в окружении медовых пирогов и калачей, саек, ватрушек, пряных коврижек. К свадебному пиршеству готовился специаль­ный пирог - «курник» с запеченными внутри яйцами и украшенный кури­ной головой из теста. С древних времен дошел до нас обычай кормить но­вобрачных курицей перед праздничным ужином втайне от всех. Курицу непременно подавали и гостям. Еще одно обязательное для русской свадь­бы угощение - свинина. Блюда из свинины должны были обеспечить моло­дым богатство и благополучие. Надо сказать, что до XVII в. на Руси не зна­ли ни танцев, ни оркестров, так что единственным развлечением на свадь­бе было застолье. Когда съедались закуски, вносили жареного лебедя (у простого народа лебедя заменял жареный петух). Жених должен был до­тронуться до птицы рукой и велеть ее резать. Поесть жених и невеста мог­ли только по окончании общего застолья в своей опочивальне.

Очень важным застольем, наполненным многочисленными символич­ными блюдами, была поминальная тризна. Непременными кушаньями на обеде после похорон бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах - рыбный пирог, блины. Кутья, как правило, вари­лась из цельных, нераздробленных зерен - чаще всего пшеницы. Кутья, как и зерно, из которого она приготовлена, знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Готовили кутью обычно сладкой, с медом или патокой. Говорили, «чем слаще кутья, тем жальче покойника». Кутью следовало взять ложкой три раза. Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведен­ным водой или брагой. Полагали, что ими «торили дорогу покойнику». Как правило, блины подавались на 9-й и 40-й день, а в день похорон блины на стол не ставились. В некоторых местностях подавали еще муковню - за­варенную кипятком муку с молоком, или кулеш - кашу с салом. Ели ложка­ми (ножами и вилками за поминальным столом не пользовались очень долго), а пирог разламывали руками. В дни поста поминальный стол дол­жен был быть постным.

Интересно, что в традиционной русской кухне было не принято смеши­вать продукты, и даже постный стол поначалу представлял собой блюда, в которых каждый вид овощей, грибов или рыбы приготавливался отдель­но. Овощи - капусту, репу, редьку, горох, огурцы - ели сырыми и солеными или парили, варили, пекли. Такие блюда, как салаты, никогда не были свой­ственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как одно из заимствований с Запада. И даже тогда они пона­чалу делались преимущественно с одним овощем, отчего и назывались «салат огу­речный», «салат свекольный», «салат кар­тофельный». Грибы и рыбу тоже не смеши­вали. Их варили и солили отдельно друг от друга. Рыбную уху варили из одного сорта рыбы. Чтобы разнообразить вкус блюд, употребляли специи. Использовались лук и чеснок, причем в весьма больших коли­чествах, петрушка, анис, кориандр, лавро­вый лист, черный перец и гвоздика, по­явившиеся на Руси уже с X-XI вв., а позд­нее, в XV - начале XVI вв., этот набор был дополнен имбирем, корицей, кардамоном, аиром и шафраном. Блюда готовились и с добавлением различных масел: конопляного, орехового, макового, дере­вянного (оливкового), и значительно позднее - подсолнечного.
В средневековый период начинают употреблять жидкие горячие блю­да, получившие общее название «хлёбова». Это уха и щи, изготовленные на растительном сырье, а также различные виды мучных супов.
Молоко и мясо поначалу употребляли достаточно редко. Причем неко­торые виды мяса были совсем под запретом, например телятина. Мясо ва­рили, добавляли в щи и каши, но почти не жарили. Из молока делали тво­рог и сметану.


Главными сладостями в старорусской кухне считали мед и ягоды, из ко­торых варили варенья. Ягоды также сушили, смешивали с мукой и яйцами и делали пряники.

Кулинарные традиции русского народа уходят своими корнями в глубокую древность. Еще в дохристианской Руси, когда праздновалась масленица и приносились бескровные жертвы богам, были известны такие некогда ритуальные блюда, как каша, блины, весенние жаворонки и другие. Славяне занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо. В Х веке, по утверждениям путешественников, славяне “более всего сеют просо”. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: “Господи, ты, который давал нам пищу до сих пор, дай нам ее и теперь в достатке”.


Чуть позже появляется обрядовая каша — кутья. Она готовилась из зерновых с добавлением меда. Обычную кашу славяне варили из муки, для чего размалывали зерна, на воде или на молоке. Из муки выпекались хлебы — сначала пресные лепешки, а потом калачи и пироги, приготовленные на меду.
На Руси занимались возделыванием и огородных культур. Самыми популярными были капуста, огурцы, репа, брюква и редька.

Древние летописи, рассказывавшие о судьбах государства, войнах и бедствиях, тем не менее иногда упоминали факты, так или иначе, связанные с продуктами и питанием.

Год 907-й — в летописи среди месячной подати названо вино, хлеб, мясо, рыба и овощи (в те времена овощами называли и фрукты).

Год 969-й — князь Святослав говорит, что г. Переяславль удобно расположен — там сходятся «овощеве разноличные» из Греции и мед из России. Уже в то время стол русских князей и богатых людей украшали соленые лимоны, изюм, грецкие орехи и прочие дары восточных стран, а мед был не только повседневным продуктом питания, но и предметом внешней торговли.

Год 971-й — во время голода дороговизна была такая, что голова конская стоила полгривны. Интересно, что летописец говорит не о говядине, не о свинине, а о конине. Хотя происходит дело во время вынужденной зимовки войска князя Святослава на пути из Греции, но факт все же примечателен. Значит, запрета на употребление в пищу конины на Руси не было, но употребляли ее, вероятно, в исключительных случаях. Об этом говорит и сравнительно небольшой удельный вес конских костей в кухонных отбросах, которые находят археологи.

Обычно для характеристики, как мы бы теперь сказали «индекса цен», указывается стоимость продуктов повседневного спроса. Так, другой летописец сообщает, что в неурожайный 1215 г. в Новгороде «был репы воз по две гривны».

Год 996-й — описывается пир, на котором было много мяса от скота и зверины, а по городу возили и раздавали народу хлеб, мясо, рыбу, овощи, меды и квасы. Дружина роптала, что ей есть приходится деревянными ложками, и князь Владимир велел дать им серебряные.

Год 997-й — князь распорядился собрать по горсти овса, или пшеницы, или отрубей и повелел женам сделать «цеж» и сварить кисель.

Так по крупицам можно собрать в наших летописях много интересных сведений о питании в Х—XI веках. Характеризуя простоту нравов князя Святослава (964 г.), летописец говорит, что князь в походах с собой возы не брал и мяса не варил, а тонко нарезав конину, говядину или зверину, ел их, испекши на углях.

Жарка на углях — древнейший способ тепловой обработки, характерный для всех народов, и русскими он не заимствован у народов Кавказа и Востока, а применялся с глубокой древности. В исторических литературных памятниках XV—XVI веков часто упоминаются куры, гуси, зайцы «верченные», т. е. на вертеле. Но все же обычным, самым распространенным способом приготовления мясных блюд была варка и жарка крупными кусками в русских печах.

Долгое время приготовление пищи было делом сугубо семейным. Ведала им, как правило, наиболее старшая по возрасту женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при княжеских дворах, а затем уже — в монастырских трапезных.

Приготовление пищи на Руси выделилось в особую специальность только в XI в., хотя упоминание о поварах-профессионалах встречается в летописях уже в Х в.

В Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был «старейшина поваром» по имени Торчин, первый из известных нам русских поваров.

Монастырские повара были весьма искусны. Князь Изяслав, побывавший за рубежами Русской земли, много видавший, особенно любил «трапезы» печерских иноков. Сохранилось даже описание труда поваров той эпохи:

«И облечеся въ власяницо и на власяницю свиту вотоляну, и нача уродство творити, и помагатъ нача поварамъ, варя на братью... И по заутрени идяше в поварницю, и приготоваше огнь, воду, дрова, и придясу прочий повари отъ брать».

Во времена Киевской Руси повара находились в услужении княжеских дворов и богатых домов. В некоторых из них было даже несколько поваров. Об этом свидетельствует описание одного из домов богача XII в., где упоминается множество «сокачий», т. е. поваров, «работающие и делающе съ потьмъ» .

Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая служила основой их профессионального мастерства, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — «Домострой» (XVI в.), «Роспись к царским кушаньям» (1611—1613 гг.), столовые книги Патриарха Филарета и боярина Бориса Ивановича Морозова, расходные монастырские книги и др. В них часто упоминаются народные кушанья — щи, уха, каши, пироги, блины, кулебяки, расстегаи, кисели, квасы, медки и другие.

Характер приготовления блюд русской кухни в значительной степени обусловлен особенностями русской печи, которая в качестве очага столетиями верно служила и простому городскому люду, и знатным боярам, и посадским крестьянам. Древнюю Русь невозможно представить как без рубленых изб, так и без знаменитой русской печи.

Русская печь своим устьем всегда была повернута к дверям, так чтобы дым самым коротким путем мог выйти из избы через открытые двери в сени. Печи в курных избах были большими, в них можно было готовить одновременно несколько кушаний. Несмотря на то, что пища порой слегка отдавала дымом, у русской печи были и преимущества: блюда, приготовленные в ней, отличались неповторимым вкусом.

Особенностями русской печи обусловлены такие черты нашей кухни, как приготовление блюд в горшках и чугунках, жаренье рыбы и птицы крупными кусками, обилие тушеных и запеченных блюд, широкий ассортимент выпечных изделий — пирогов, крупеников, расстегаев, кулебяк и т. д.

С XVI столетия мы можем говорить о различиях кухни монастырской, сельской и царской. В монастырской играли главную роль овощи, травы, зелень и фрукты. Они составляли основу питания монахов, особенно во время постов. Сельская кухня была менее богата и разнообразна, но тоже по-своему изысканна: за праздничным обедом полагалось подавать не менее 15 блюд. Обед вообще - главная трапеза на Руси. В старые времена в более или менее богатых домах на длинный стол из крепких дубовых досок, покрытый вышитой скатертью, по очереди подавали четыре блюда: холодную закуску, суп, второе - в непостное время обычно мясное - и пироги или пирожки, которые ели "на десерт".
Закуски были самые разные, но главными среди них были всяческие салаты - смесь мелко резаных овощей, обычно вареных, в которую можно было добавить все, что угодно - от яблока до холодной телятины. От них произошел, в частности, известный каждому русскому дому винегрет. К концу XVII века популярен стал студень (от слова "студеный", то есть холодный: во-первых, студень и должен быть холодным, иначе растечется по тарелке; во-вторых, ели его обычно зимой, от Рождества до Крещения, то есть в самое холодное время года). Тогда же появились уха из разной рыбы, солонина и колбасы. Изумлял иноземцев своим утонченным вкусом рассольник. Щи - помните присловие: "Щи да каша - пища наша" - так вот, щи подавали с грибами, с рыбой, с пирогами.

Из напитков самыми популярными были ягодные и фруктовые соки с морсами, а также и настойки. Медовуха - напиток на основе пчелиного меда - был покрепче, а потом появилась и водка. Но главным русским напитком издревле оставался хлебный квас. С чем только его не делали - от изюма до мяты!

А вот на пирах бояр стало появляться огромное количество блюд, доходящее до пятидесяти. За царским же столом подавалось 150—200. Обеды длились 6—8 часов подряд и включали почти десяток перемен, каждая из которых в свою очередь состоит из двух десятков одноименных блюд: десяток сортов жареной дичи, соленой рыбы, десяток сортов блинов и пирогов.

Блюда готовились из целого животного или растения, всякого рода измельчения, перемалывания и дробления пищи использовались только в начинках для пирогов. Да и то очень умеренно. Рыбу для пирогов, например, не измельчали, а пластовали.

На пирах было принято пить мед до застолья, как возбуждающее аппетит, и после него, в заключение пиров. Пищу же запивали квасом и пивом. Так происходило до XV века. В XV веке в России появилось “хлебное вино”, т. е. водка.

В XVII веке начал меняться порядок подачи блюд (это касается богатого праздничного стола). Теперь он состоял из 6—8 перемен и в каждую перемену подавали только одно блюдо:
- горячее (щи, похлебка, уха);
- холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина);
- жаркое (мясо, птица);
- тельное (отварная или обжаренная горячая рыба);
- пироги несладкие, кулебяка;
- каша (иногда ее подавали со щами);
- пирожное (сладкие пироги, пирожки);
- заедки.

Что касается напитков, то, например, реестр отпущенных с Сытного двора для приема польских послов гласил: “Встол в наряд (от Сытного двора) было питей про Вел. Государя: 1 подача: романеи, бастру, ренскаго,по купку; 2 подача: малмазеи, мушкателя, алкану, по купку жъ; 3 подача: кипареи, вина французского,вина церковнаго, по купку жъ; медов красных: 1 подача: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, по ковшу; 2 подача: 2 ковша меду малиноваго, ковш же меду боярского; 3 подача: 2 ковша меду можжевеловаго, ковш меду черемховаго; белых медов: 1 подача: 2 ковша меду паточнаго с гвоздцы, ковш меду ковшечнаго; 2 подача: 2 ковша меду с мушкатом, ковш меду ковшечнаго; 3 подача: 2 ковша меду с кардамоном, ковш меду ковшечнаго. Всего про Великого Государя: романеи, бастру, ренскаго, малмазеи, мушкателя, алкану, кинареи, вина французскаго, вина церковного, по 6 кружек, да с 6 чарок водки; медов красных: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, костеничнаго, черемховаго, можжевеловаго, обварнаго, по ковшу; меду белых: ковшечнаго с гвоздцы, с мушкатом, с кардамоном, по 8 кружек, 9 кружек сахарнаго. Про бояр, и про околичных, и про думных людей, и про послов, и про королевских дворян: 2 кружки водки анисовой из романеи, коричной тожъ, 8 кружек водки боярской, 5 ведер романеи боярской тожъ, 5 ведер бастру, 2 ведра ренскаго, 5 ведер алкану, 4 ведра вина фряжскаго, 3 ведра вина церковнаго, 8 ведер вина вишневаго, 4 ведра меду малиноваго...” И это еще не конец реестра.

Однако, несмотря на разницу в количестве блюд у богатых и бедных, характер пищи сохранял национальные черты. Разделение произошло позже, с петровских времен.

На формирование русской кухни оказывал влияние и культурный обмен с соседними народами. Сразу же, как только после крещения на Русь пришла из Болгарии славянская письменность, стали переводиться и переписываться книги, причем не только богослужебные. Русский читатель в это время мало-помалу знакомится с литературными произведениями, историческими хрониками, естественно-научными сочинениями, сборниками изречений, В очень короткие исторические сроки — во времена Владимира и особенно его сына Ярослава — Русь приобщается к культуре Болгарии и Византии, русские люди активно усваивают наследие античной Греции, Рима и Древнего Востока. Наряду с развитием духовной и культурной жизни, на Руси введение церковных канонов в значительной мере изменило характер питания. Вошли в обиход пряности и приправы: черный и душистый перец, гвоздика и имбирь, заморские плоды — лимоны, новые овощи — кабачки, сладкие перцы и др., новые крупы — «сарацинское пшено» (рис) и гречневая крупа.

Русские «кухари» много секретов позаимствовали от приехавших в Московию мастеров царьградских — «мужей искусных, многоопытных не только по части писания икон, но и кухонного искусства». Знакомство с греко-византийской кухней оказалось для нашей кухни весьма полезным.

Не менее сильным было влияние на русскую кухню и наших восточных соседей — Индии. Китая, Персии. Первые русские люди, побывавшие в этих странах, привезли оттуда много новых впечатлений. Многое узнали русские из знаменитой книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1466—1472 гг.), содержащей описание незнакомых на Руси продуктов — фиников, имбиря, кокосового ореха, перца, корицы. А книга Василия Гагары (написана в 1634—1637 гг.) раздвинула кругозор наших соотечественников. Они узнали о тех продуктах, которые употребляли жители Кавказа и Ближнего Востока. Вот его наблюдения о том, как на Востоке осуществлялось производство сахара: «Да в том же Египте родится камыш, а из него делают сахар. А камыш копают близ моря... и как поспеет камыш, и ясти его, как есть сотовый мед».

Но не только практическими приемами приготовления блюд овладевали наши предки. Они задумывались и о сути происходящих при этом явлений. Очень давно овладели они тайнами приготовления дрожжевого теста, о чем упоминают летописи: монахи Киево-Печерской Лавры умели готовить долго не черствеющий заварной хлеб.

Уже в XI—XII вв. русским было известно множество довольно сложных приемов приготовления квасов, медков, хмелины. Их можно найти в знаменитых древнерусских травниках, а также в различных «житиях». Так, широко были известны квасы — житный, медвяной, яблочный, яшный и др. Наши предки прекрасно разбирались не только в тонкостях приготовления различных видов кваса, но и механизме действия закваски, дрожжей, о чем свидетельствуют многочисленные наставления древних:

«Пшеницу толчаше и меляше, и муку сеяше, и тесто месяше и квасяше». Или: «А квас им квасить кислошную гущею, а не дрожжами». «Квас же разлучает совокупление и склеение теста и делает хлеб жидок и бухон».

И другие литературные источники подтверждают познания русских людей в области продуктов питания. Так, в «Книге, глаголемой прохладный вертоград» (XVII в.) содержатся многочисленные рассуждения об отличии, например, молока коровьего от козьего, мяса заячьего от медвежьего и т. д. Любопытно, что уже тогда русские люди имели представление об антисептических свойствах белка: «белок яичный кладут в лекарство... на болячки и на всякие раны подкожные. Также пособляет белок на опрелину, в горячей воде обмачиваючи прикладывати» (раздел «о яйцах куречьих»).

Для общего представления о питании в древние времена на Руси приведём несколько кулинарных рецептов популярных тогда блюд.

Репа фаршированная. Репу моют, варят в воде до мягкости, остужают, соскабливают кожицу, вырезают сердцевину. Вынутую мякоть мелко рубят, добавляют мясной фарш и заполняют этой начинкой репу. Сверху посыпают тертым сыром, поливают маслом и запекают.

Овсяный кисель. Крупу залить теплой водой и оставить на сутки в теплом месте. Затем процедить и отжать. В полученную жидкость добавить соль, сахар и прокипятить, непрерывно помешивая, до загустения. В горячий кисель добавить молоко, перемешать, разлить в тарелки, смазанные маслом, поставить на холод. Когда кисель застынет, разрезать его на порции и подать с холодным кипяченым молоком или простоквашей.

«Горох колодкой». Горох полностью разваривают и толкут, полученное пюре заправляют солью и формуют (можно использовать формочки, чашки и т. д., смазанные маслом). Сформованное гороховое пюре выкладывают на тарелку и поливают маслом подсолнечным с обжаренным луком, посыпают зеленью.

Суп хлебный крестьянский. Небольшие сухие корки белого хлеба поджарить в жире с мелко порубленной петрушкой и мелко нарезанным луком, затем залить водой, посолить, поперчить и довести до кипения. Непрерывно помешивая, влить в суп тоненькой струйкой растертые яйца. Этот суп, по вкусу напоминающий мясной, нужно тотчас подавать к столу.

Сбитень-жженка. Чтобы получить жженку, сахар в ложке нагреть над слабым огнем, пока не образуется темно-коричневый сироп. Мед растворить в 4 стаканах воды и кипятить 20—25 мин, затем добавить пряности и кипятить еще 5 мин. Полученную смесь процедить через марлю и добавить для цвета жженку. Подавать горячим.

"Монастырская курица". Кочан капусты нарезать не очень мелко, положить в глиняный горшок, залить взбитыми с молоком яйцами, посолить, прикрыть сковородой и поставить в духовку. Капуста считается готовой, когда приобретет бежевый цвет.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх