Конспект занятия по лепке из соленого теста в старшей группе детского сада. Конспект занятия по лепке «Рельефная рыбка из соленого теста» (подготовительная группа)

Из опыта работы. ДОУ

Кораблева О.Л.

Творческие задания на занятиях по лепке

Барельефы и горельефы

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие

для детей и взрослых

Использование занятий по лепке из соленого теста и

включение элементов из соленого теста в детские творческие работы, выполненные в смешанной технике

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, как для взрослых, так и для детей. С удовольствием лепят из соленого теста малыши, дети старшего возраста и их мамы и бабушки. Занятие приносит неповторимые тактильные ощущения от такого доброго и душевного пластического материала как тесто, и кроме того дает приятные ощущения простоты и легкости созидания, создание своих собственных маленьких «творений», превращая процесс лепки в настоящий творческий процесс. Особенно полезно это занятие для детей, так как помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение, что позволяет найти еще один подход к работе с детьми, перевозбужденными и активными, а с другой стороны – активизирует детей менее активных, включая в работу мускульный аппарат и развивая общую моторику. Лепка, как один из видов изобразительной деятельности, является превосходным тренингом для выработки двигательной активности, чувствительности и гибкости пальцев. Если занятие по тренировке движений пальцев проводить систематически, это будет служить мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Известно, что правильное и своевременное формирование речи ребенка происходит под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому можно сказать, что успех развития наших детей во многом «лежит ни кончиках их пальцев». И лепка, в том числе и лепка из соленого теста, является одним из видов творческой деятельности, разносторонне развивающей детей младшего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возрастов.

На наших занятиях кроме различных видов традиционной лепки из пластилина, а также живописной лепки и объемной композиционной лепки на плоскости, мы используем барельефную, горельефную и фигурную лепку из соленого теста. Соленое тесто имеет некоторое преимущество перед глиной: мука, соль, вода – это самые доступные по средствам материалы. Соленое тесто пластично, не так сильно пачкает руки и не тает, как пластилин, к тому же дает возможность широкопланового экспериментирования, как с самим пластичным материалом (его можно тянуть, расплющивать, скатывать, раскатывать в лепешку скалкой, присбаривать, скручивать, резать ножом и кондитерскими формочками продавливать через ситечко или чеснокодавку, протыкать, сушить, запекать), так и с выбором инструментов, приспособлений для лепки и предметов для создания рельефа на поверхности деталей (скалочка, ситечко, чесноковыжималка, кисточка, формочки для вырезания теста, стеки, зубочистки, расчески, рельефные пуговицы, крышки от фломастеров, портновское колесико, насадки для кондитерского шприца, одноразовые вилки и зубчатые ножички, формочки для лепки из песка и т.д.). Соленое тесто – уникальный материал. Его можно сочетать с природными и декоративными материалами: шишками, камушками, ракушками, песком, засушенными растениями и семенами, кусочками кружев и лоскутками, кусочками кожи, бусинками и пуговицами. Поделки можно после сушки раскрашивать гуашевыми и акварельными красками или оставлять не раскрашенными, сохраняя золотистый цвет хлеба (после запекания) или молочный (после сушки на воздухе), - в этом тоже есть своя оригинальность.

Существуют некоторые несложные технологические правила работы с данным материалом, которые нужно выполнять, чтобы добиться наилучшего результата труда в условиях изостудии.

Рабочее место. Влажность и температура в помещении имеют некоторое значение, так как при высокой влажности и температуре изделия во время лепки будут расплываться на рабочем столе и терять свою первоначальную форму. Поэтому в помещении должно быть прохладно и руки тоже должны быть прохладными – можно вымыть их перед началом работы холодной водой, одновременно используя данную процедуру как закаливающий элемент. Оптимальная температура в помещении не должна превышать 20 градусов. Поверхность стола, на котором вымешивается и раскатывается тесто, должна быть гладкой и ровной. Для детей в качестве рабочей поверхности используются пластиковые доски. Лишних предметов на рабочем пространстве стола быть не должно – необходимые в ходе творческой работы инструменты и материалы лучше выдавать индивидуально по мере необходимости. Поэтому приспособления, инструменты и дополнительные материалы лучше расположить на отдельном столике. Если работа не большая материалов и будет использовано не много, то размещения можно воспользоваться одноразовыми секционными пластиковыми тарелками или секторными контейнерами. Последний вариант удобен тем, что в ходе работы ребенок самостоятельно принимает решение об использовании различных материалов, создавая свой художественный образ.

Замешивание соленого теста. Осуществляется преподавателем, воспитателем перед занятием или накануне, в последнем случае тесто помещается в полиэтиленовый пакет и в холодильник, что способствует повышению качества массы для лепки. На кружковых занятиях в подготовительной к школе группе можно предложить детям замесить тесто самостоятельно. Тогда для замешивания теста в индивидуальном порядке детям понадобятся: фартуки, неглубокие эмалированные или металлические чашки, миски, стаканы (емкости) для измерения сыпучих продуктов и измерения объема жидкости, ложка или палочка для перемешивания.

Приготовление соленого теста. Классический рецепт соленого теста: 1 стакан соли (200 г), 2 стакана муки (200 г), 3\4 стакана воды (125 мл). Смешать соль с мукой, развести смесь водой, вливая ее в углубление. Замесить тесто, как на пельмени или лапшу, чтобы к рукам не прилипало. Хорошо вымесить до эластичности.

Лучше использовать белую пшеничную муку высшего сорта с высокой клейковиной. Помимо пшеничной можно использовать ржаную или смешанную в соотношении 1:1 пшеничную и ржаную. Ржаная мука придает тесту коричневый оттенок, отдаленно напоминающий цвет глины, что можно использовать в неокрашенных изделиях. Тесто из одной ржаной муки менее эластично, чем тесто из пшеничной муки, поэтому используют добавки: картофельный крахмал (1 столовая ложка), обойный клей (1-2 чайные ложки), клей ПВА, растительное масло (в небольших количествах). Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое не плесневеет. Для того чтобы изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую – «Экстра». Вода должна быть чистой. Если замесить тесто на предварительно охлажденной воде, то оно будет более эластичным. Тесто можно сделать цветным на стадии замешивания или вымешивания, добавив порошковые пищевые красители или какао – порошок и кофе для получения коричневых тонов. Цветное тесто при высыхании немного светлеет, поэтому окрашивание производят из расчета один пакет красителя на 100-150 г теста, красный и оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому их можно использовать для окрашивания 200-300 г теста. Можно приготовить цветное тесто, добавив при замешивании гуашевые краски, только необходимо учесть, что в дальнейшем такое цветное тесто будет окрашивать руки.

Необходимо учесть, что дети в процессе работы с тестом старательно его разминают и играют с материалом, отчего тесто быстро становится мягким и липким, поэтому замесить его следует покруче. Лепить лучше всего сухими руками, чтобы тесто не прилипало, или в ходе работы обмакивать пальцы в муку.

Хранение теста. Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет. Цветное тесто храниться отдельно друг от друга. Желательно не хранить тесто более 2-3 дней, так как при длительном хранении тесто отсыревает и при запекании дает некрасивый серый оттенок, в готовом изделии могут выступать нежелательные пятна.

Лепка. В зависимости от поставленной задачи лепка из соленого теста может быть поэлементной или фигурный. Отдельные элементы, вылепленные в основном на базовой форме шара (палочки, ленточки, куличики, лепешки), объединяются в простые формы (цветочек, листья, снеговик, солнышко и т.п.), из которых составляется композиция. Если выполняется много отдельных элементов, работа не закончена или необходимо прерваться, то готовые элементы и тесто накрывают полиэтиленом, чтобы тесто не покрылось корочкой и не потрескалось при нанесении рисунка. Общий кусок теста тоже хранят в полиэтилене. При фигурной лепке необходимо учитывать размеры будущих фигурок: он не должен превышать 5 см. Фигурки большего размера при сушке могут растрескаться, кроме того внутри больших фигурок возможно образование полостей, что тоже может привести к глубоким трещинам.

Скрепление деталей. Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, понадобиться зубочистки и кисточка с водой. Для соединения маленьких деталей (глазки, пуговички и др.) достаточно аккуратно смочить места соприкосновения зубочисткой, так как кисточка может оказаться слишком мокрой. Более крупные детали соединяют аналогично, но уже при помощи мокрой кисточки. Большие детали, например, комочки для снеговичка скрепляются при помощи зубочисток, которые служат стержнем-основанием для нанизывания шариков-комочков, смоченных в местах соприкосновения. Нужно избегать попадания воды на лицевую поверхность изделия, иначе после запекания могут появиться темные пятна.

Сушка. Сушить изделие из соленого теста можно естественным образом и в духовке. Естественная сушка осуществляется в теплом месте на воздухе. У данного вида сушки есть недостатки: на изделии могут появляться трещинки, потому что внутри оно просыхает медленнее, чем на поверхности. Причиной трещин может оказаться сквозняк. Повышенная влажность в помещении так же мешает сушке. Летом можно выставить изделие на солнце. Большая толщина изделия при естественной сушке может привести к тому, что изделие внутри закиснет, прежде чем просохнет. Сушка в газовой духовке требует внимательного контроля. Чтобы изделия не пригорели, под противень нужно поставить емкость с водой. Ставят противень в хорошо разогретую духовку и ждут момента подрумянивания, чтобы форма зафиксировалась и не деформировалась, после чего пламя убавляют иначе возможно вздувание или растрескивание изделий с обратной стороны. Изделия, окрашенные пищевыми красителями сушат при температуре не более 125 градусов, иначе возможно изменение первоначального цвета. Полностью просушенное изделие легко снимается с противня. Чтобы убедиться, что изделие внутри не сырое – постучите пальцем. Если звук звонкий, то оно просушено, если приглушенный – не досушено. При сушке можно приоткрывать дверцу духовки, что не повредит изделию, но поможет регулировать температуру внутри. Сушка в электрической духовке начинается при низкой температуре с постепенным ее увеличением. Чтобы подобная сушка не была очень длительной и энергоемкой, можно просушить изделие в течение 2-3 дней естественным образом, а затем досушить в электроплите. Для этого противень сначала ставят на 1-2 часа при температуре 50 градусов, затем поднимают температуру до 75 и держат еще 2-3 часа. После этого печь отключают и оставляют изделие на ночь. Если после этого обратная сторона изделий не просохла, то их переворачивают и сушат до готовности.

Подрумянивание. Используя подрумянивание можно одноцветной композиции придать многоплановость, а монохромные композиции коричневых тонов из теста окрашенного при помощи какао, кофе или выполненных из ржаной муки – дополнить шоколадными оттенками. Подрумянивание производят при температуре 180-200 градусов, при постоянном контроле процесса во избежание подгорания изделий. Если противень стоит вверху духовки, то первыми потемнеют самые выступающие вверх части изделий, а если противень стоит внизу – подрумяняться самые тонкие части работ. Кроме того, по-разному подрумянивания отдельные детали одной композиции, можно добиться эффекта многоплановости.

В микроволновой печи изделие из соленого теста сушить не следует.

Склейка . Если в результате сушки или транспортировки готовых изделий отломился кусочек, то его приклеивают при помощи клея ПВА или универсального клея «Момент». Желательно после склеивания оставить изделие на сутки. При изготовлении композиции из готовых элементов на холсте, картоне, оргалите их также приклеивают на фон при помощи данных видов клея.

Хранение изделий . Хранить изделия из соленого теста следует в сухом помещении: влага может непоправимо их испортить.

Примеры занятий по лепке из соленого теста

в разных возрастных группах

Тема и задачи занятия

Рисунок

Младшая группа

«Колобок» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1 . Рисование на гафрокартоне: «Дорожка для колобка».

Занятие 2 . Знакомство с особенностями материала на доступном уровне. Игра с материалом: сминание, сплющивание, сдавливание, прищипывание, растягивание, скатывание. Лепка простейшей формы.

«Яблочко» (фигурная лепка). Показать детям разнообразие пластических материалов (возможности пластилина и теста): пластичность, вязкость, вес, цельность массы. На основе простейших форм учиться передавать выразительные образы (вкусное яблочко).

Средняя группа

«Зайка в белой шубке» (фигурная лепка). Провести сравнительный анализ материалов для лепки: пластилин и тесто, определить их сходства и различия. Показать приемы скрепления деталей из теста и приемы нанесения рельефного рисунка.

«Натюрморт» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1 . Лепка. На основе простых форм учиться самостоятельно передавать знакомые образы: яблочко, груша, слива, апельсин. Создавать композицию, продуманную по размеру, форме и цвету.

Занятие 2. Раскрашивание барельефа гуашью, декорирование тесьмой, кружевом.

Старшая группа

«Пляшут зайки на полянке» (горельеф).

Отработка приемов лепки элементов из теста. Передача движения. Знакомство со способами соединения деталей и креплением на фоне-картоне. Самостоятельное декорирование рельефным рисунком и резными элементами из теста.

«Елочка, елочка, нарядная иголочка» (фигурная лепка). Макетирование образа конструктивным способом на каркасе из конусообразных форм с выполнением «бахромы» при помощи стеки-ножика. Самостоятельное декорирование снежного сугроба рельефным рисунком, ветвей ели блестками, пайетками, бисером.

«Мартовские кошечки» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1. Отработка приемов лепки из теста: придание шарообразному комочку формы, напоминающей сидящую кошечку (получение формы типа «матрешка», вытягивание из общего куска «ушек», «хвостика», прищипывание «ушек»); выполнение лапок рельефным процарапыванием. Самостоятельное составление и склейка композиционных элементов на фоне-картоне, декорирование мелкими элементами из теста.

Занятие 2.Роспись композиционных элементов, декорирование дополнительными материалами.

«Гвоздика » (горельеф).

Коллективное панно.

Занятие 1 . Выполнение фона для коллективной работы «С праздником Победы!» (гуашь).

Занятие 2 . Закрепление приема нарезания «бахромы» на полоски теста, выполнение зубчиков встречным движением; сборка соцветия; самостоятельное выполнение стебля и листьев гвоздики. Сборка праздничной композиции.

Подготовительная к школе группа.

«Русская красавица» (барельеф в смешанной технике). Два занятия.

Мекетирование образа девушки конструктивным образом на каркасе-палочке. Экспериментирование с различными материалами: тестом, тканью, кружевом, тесмой, картоном, проволокой. Декорирование дополнительными материалами по замыслу: крупами, пайетками, бисером, бусинами, пуговицами и природными материалами.

«Куколка» (фигурная лепка).

Фантазийная работа из белого соленого теста и окрашенного какао-порошком, кофе. Знакомство с поэлементной фигурной лепкой, способами скрепления деталей при помощи мокрой кисточки и фрагментов зубочисток, со способом изготовления волос при помощи чеснокодавки. Декорирование одежды куклы рельефным рисунком, оттисками.

Занятие по тестопластике в старшей возрастной группе.

Картина на стену:

«Пляшут зайки на полянке» (горельеф)

Задачи

Учить детей создавать выразительные образы соленого теста и передавать движения. Отрабатывать приемы лепки элементов из теста. Познакомить со способами соединения деталей картины. Самостоятельное декорирование рельефным рисунком и резными элементами из теста.

Материалы, инструменты, оборудование

Соленое тесто, пластиковые доски, лоток с мукой (для подсушивания кончиков пальцев), стаканчик с водой (для склейки элементов), кисть, зубочистки, клей ПВА, композиционный фон-картон, шнур или сутаж для крепежа; для выполнения декоративных резных и контррельефных оттисков – стека, рельефные пуговицы, крышки от фломастеров, насадки для кондитерского шприца, одноразовая вилка и зубчатый ножичек.

Педагог читает или напевает стихотворение Г. Лагдынь, предлагает представить и показать, как пляшет зайка:

Зайка, зайка, попляши!

Посмеши нас, посмеши!

Топай, топай лапками,

Серенькими тапками!

Вот так! Вот так!

Пляшет заинька гопак!

Затем педагог раздает материал для лепки, чтобы изготовить друзей – зайчат, пляшущих на заснеженной полянке. Предлагает детям самостоятельно определить порядок работы: что нужно слепить сначала, что потом? (Сначала лепим снежные сугробы, потом зайчат.)

Правильно. А начать нужно с подготовки фона для картины: закрепить тесьму, завязав на узелок или крепкий бантик. Если мы это сделаем в конце работы, то повредим изображение.

Вылепленные элементы мы сразу будем переносить на композиционный фон картины, фиксируя крупные элементы клеем ПВА, а маленькие элементы будем соединять между собой при помощи мокрой кисточки.

Сугробы выполним в виде барельефа, чтобы придать объем нашей картине. На готовых «сугробах» разместим объемные фигурки пляшущих зайчат (горельеф). Собирать и склеивать «зайчат» будем сразу на фоне-картоне, чтобы избежать повреждений при переносе фигурок с места на место.

Для декорирования готовой композиции можно использовать вырезанные стекой из тонкого пласта теста звездочки-снежинки. Сугробы украсить контррельефным рисунком, оттисками.

Педагог предлагает детям рассмотреть игрушечного зайчика или рисунок и определить форму будущих элементов лепки (овоиды, шар), их размер, количество.

Дети начинают лепить элементы композиции и размещать их на фоне-картоне: задний план сугробов, передний план, зайчики (туловище-овоид, голова-шар или овоид, ушки, лапки). Заканчивают работу декорированием по замыслу.

После занятия

Дети рассматривают готовые композиции, рассказывают о характерах своих героев, их настроение.

После сушки, сделанные работы используются для декорирования кукольных уголков или природных уголков.

Можно провести общую выставку объемных картин из соленого теста и организовать игру «Экскурсовод».

Из истории тестопластики

На Русском Севере в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигур людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На Рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и раздавали родным и знакомым, приговаривая: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».

«Солнце» и «соль» - однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища некрасна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай – встречать дорогого гостя хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Гостеприимных людей в народе издавна называли хлебосолами.

История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди покланялись богам природных стихий, а фигурки, вылепленные из соленого теста, использовались в ритуалах жертвоприношений. Даже выпекание знаменитого каравая было почетной и ответственной обязанностью, выпекать священный каравай мог не каждый. Торжественный обряд длился несколько дней при участии придворных «каравачатов». Существовали обрядовые жернова для приготовления муки. Складывали песни с просьбами о помощи в замешивании теста, в которых люди просили, сойти бога с небес и принять участие в приготовлении каравая. Особую значимость имели свадебные караваи, с которыми до сих пор встречают новобрачных на пороге дома… Интересно, что в украинском фольклоре бог также олицетворяется в каравае, который называли дивень, дивный каравай. В Белоруссии каравай сравнивался со светилами – солнцем и луной. По поверью каравай, прежде чем вернулся на землю, побывал на небосклоне, где встречался с зарей и видел звезды. В старину каравай обязательно украшали вылепленными символическими фигурками животных и птиц.

У славян в древности год начинался в марте. Зазывая весну выпекали фигурки жаворонков, с которыми дети залезали на крыши сараев и деревья, чтобы весна их «увидела». А взрослые на полях и пригорках пели песни «веснянки», призывая аистов и журавлей поскорее принести долгожданное тепло на своих крыльях, водили хороводы, разжигали костры. Заканчивался праздник сжиганием в костре чучела зимы Мары, символа смерти.

В день мартовского солнцестояния отмечали еще один праздник, связанный с хлебом, - Масленицу. Пекли блины и угощали всех, ходили в гости, устраивали гуляния.

В России во многих областях сохранилась традиция выпекать фигурки из теста «козули» (в Архангельской губернии) и «коровки» (в Сибири и в Центральных областях России), которые раньше символизировали увеличение поголовья скота и урожайный год. Выпекали их на древний ритуальный праздник «коледа». Овечки и коровки из теста означали для крестьянина целое стадо, голубь – богатый урожай.

В других странах также существуют праздники, связанные с тестом. Во Франции 2 февраля отмечается Сретение Господне. В этот день пекут блины и даже устраивают своеобразные соревнования, кто выше подбросит блин со сковородки. Также во Франции есть праздник, традиция которого зародилась еще в 4 веке. Он посвящен приходу волхвов. В этот день пекут «пирог королей», в который закладывают боб. Пирог разрезают на количество гостей, и тот кому повезет его найти, может целый год рассчитывать на удачу и счастье.

Очень давно придумали выпекать необычные фигурные хлеба. Просто виртуозами по выпечке таких хлебов были в свое время итальянские мастера.

А в нашей стране очень полюбились фигурные пряники, которые дарили ко дню рождения, преподносили невесте на свадьбе, дарили в знак уважения и в качестве благодарности. Печатные пряники изготавливали при помощи печатных деревянных форм: плоских досок с контррельефным узором. Чуть позже (в 18 веке) появились пряники с жанровыми сценами, а украшать их стали подкрашенным сахаром, глазурью и даже специальной позолотой. Из сахарного сиропа плели «чудо-кружева». Архангельские пряники выпекали не только в виде фигурок птиц, зверей, но даже в виде фантастических животных и Деда Мороза, снегурочки. Знаменитые тульские пряники прославились на всю Россию и далеко за рубежом.

Многие исконно русские традиции сохраняются или вновь возвращаются. И замечательно, что многие из них связаны с хлебами-пирогами, пряниками и блинами. И самым известным сказочным «долгожителем» из нашего детства и детства наших бабушек и дедушек является Колобок!

    Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: оранжировки и скульптуры из природного материала. Раздел 6. Тестопластика. – М.: изд.дом «Карапуз», 2009.

    Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – Пресс книга. – (Золотая библиотека увлечений), 2008.

    Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н\Д: изд.дом «Владис»; - М.: изд.дом «РИППЛ Классик», 2007.

Открытое занятие для родителей на тему:

«Букетик для мамы из соленого теста»

Цель : Познакомить детей с соленым тестом, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить лепить цветы из соленого теста. Закреплять знания о строении цветов. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать желание дополнять созданное изображение деталями, украшать стекой. Развивать творческий интерес.

Задачи : Познакомить детей с праздником – Днём матери. Воспитывать у детей любовь и глубокое уважение к самому дорогому человеку – к маме.

Предварительная работа : Приготовить тесто.

Материал : Солёное тесто, стеки, вода, кисти, влажные салфетки, клеенки на стол, фартуки и нарукавники.

Возраст учащихся 7 - 8 лет

Ход занятия

Учитель Ребята, а какое сейчас время года? Какой месяц?

(Ответы детей.)

А вы знаете, что сегодня мы отмечаем - День матери. У каждого из нас есть своя мама, мамочка, самая красивая, самая любимая, самая ласковая и родная. Сколько еще хочется сказать слов про маму, просто не передать. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – это тепло, ласка, любовь и красота. Мама хранительница семейного очага.

Дети: А какая ваша мама?

(Ответы детей.)

Учитель: О маме сложено много пословиц и поговорок.

Птица рада весне, а ребёнок…. (матери).

Для матери ребёнок, до ста лет…. (дитёнок).

При солнышке тепло, при матери…….. (добро).

Материнская забота в огне не горит, а в воде…….(не тонет).

Учитель: Молодцы. Ребята, а какие подарки любят получать ваши мамы в праздники?(Ответы детей.)

Учитель: Вот и мы сейчас для наших мамочек слепим прекрасные цветы и сделаем красивую картину из этих цветов.

А лепить вы будете цветик-семицветик.

Основная часть

Природа, которая окружает нас, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, модницы-бабочки, яркие божьи коровки. Такую красоту можно и нарисовать и слепить.

Звучит музыка.

Посмотрите, ребята, в каком порядке вы будете работать

1) Раскатаем шар из теста.

2) Расплющиваем его - получается лепесток.

Изготавливаем таких 7 лепестков и одну сердцевинку.

По ходу работы учитель проводит пальчиковую гимнастику:

Наши алые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

лепестки колышет.

Наши алые цветы

Закрывают лепестки.

Головой кивают,

Крепко засыпают.

Укладываем получившиеся цветы в корзинку (заранее подготовленную педагогом) и закрепляем их при помощи кусочков из соленого теста и воды, используем для увлажнения кисточки. После того, как панно высохнет его можно будет оформить в рамочку.

Подведение итогов урока:

Учитель:

Мы из цветов собираем букеты,

Подбирая цветок за цветком.

Радость счастье, любовь и надежда

Вместе с ними приходит в ваш дом

Дорогие родители, мамочки - мы вас от души поздравляем с этим замечательным праздником - днем матери и просим вас принять в дар от ваших детей во этот букет цветов из соленого теста!

(Дети преподносят панно родителям).


Солёное тесто - удивительно пластичный материал для лепки. История соленого теста уходит вглубь веков и тесно переплетается с обрядами и верованиями древних славян. В настоящее время подарки и сувениры, сделанные в этой технике, пользуются большим спросом. Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Работа с соленым тестом. Рыбка».

Цели занятия:

Познакомить ребят с искусством лепки из соленого теста, с возможностями соленого теста;

Познакомить с историей соленого теста, показать роль фигурок из теста в жизни древних славян;

Развивать умения работать с пластичными материалами, выполнять из них простые фигурки;

Развивать навыки работы с трафаретом, развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес истории, к народному творчеству.

Ход занятия:

Ребята, возьмите в руки кусочек теста. Помните его. Попробуйте придать ему какую-то форму. Чем оно отличается от пластилина?

Тесто - удивительно пластичный материал для лепки: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто - материал достаточно хрупкий при небрежном обращении.

  1. История соленого теста.

История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди поклонялись богам природных стихий. Они не могли объяснить происхождение дождя, грома, молнии, почему день сменяется ночью, а ночь днем. Они очень сильно зависели от природных стихий, ведь, чтобы уродился урожай, нужно солнце, тепло и достаточно влаги. А если лето будет засушливым? Наши предки были глубоко убеждены, что необходимо задабривать стихии. И если они окропят землю водой, то непременно пойдет дождь, а если напекут целое стадо фигурок животных из теста, то увеличится поголовье скота, а также увеличится дичь в лесах.

У наших предков, славян, в древности год начинался в марте, и, чтобы зазвать весну поскорее в гости, выпекали из теста фигурки различных птиц и животных, так называемых жаворонков. Дети с «жаворонками» залезали на крыши сараев и деревья, чтобы призвать теплую весну из далеких краев. А взрослые на полях и пригорках пели песни «веснянки», призывая аистов и журавлей поскорее принести долгожданное тепло на своих крыльях. На берегах рек разжигали костры и водили хоровод с песнями да прибаутками. Праздник заканчивался сжиганием в костре чучела зимы Мары, символа смерти.

Как вы думаете, что это был за праздник? (Масленица).

Такие изделия из теста изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи.

"Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.

Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста, они играли роль оберега дома. Считалась, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье. Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.

Также изделия из теста использовались как детские игрушки.

Сегодня, работая с солёным тестом, многие придумывают удивительно красивые названия - тестопластика, мукосолька!

Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются и дети и взрослые.
Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты - деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции.


Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой. Необходимо отметить, что изделия из соленого теста довольно тяжелые (плотные), что не позволяет создавать композиции крупных размеров. Поэтому объемные композиции и панно не должны быть очень большими.

  1. Рецепт соленого теста:
  • 1 стакан соли
  • 1стакана воды
  • 2 стакана муки
  1. Способ приготовления.

Сначала растворить соль в воде, затем – добавить муку. Можно добавить 2 столовые ложки растительного масла. Замешивать до тех пор, пока тесто не станет достаточно плотным, эластичным. Оно не должно прилипать к рукам.

Изделия из теста можно красить гуашью или акварельными красками.

Готовое изделие сушат. Можно – на воздухе, можно – в духовке. Оно должно хорошо просохнуть, иначе может начать портиться изнутри. Затем их покрывают лаком.

  1. Инструменты и приспособления.
  1. деревянная скалка для раскатывания соленого теста.
  2. стеки - маленькие пластмассовые ножички, которые продаются в наборах с пластилином. Они бывают разной формы - с рельефными зубчиками на конце или с ровными краями, как у обычного ножика;
  3. плоская расческа;
  4. различные формочки для выпечки печенья;
  5. чеснокодавилка;
  6. ситечко для заварочного чайника;
  7. зубочистки;
  8. мягкая кисточка;
  9. стакан с водой (для склеивания деталей между собой);
  10. шаблоны-заготовки элементов изделия.
  1. Инструктаж по техники безопасности.
  1. Солёное тесто - несъедобно!
  2. Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами.
  3. После работы обязательно надо вымыть руки с мылом.
  1. Сегодня мы с вами попробуем создать небольшую композицию с рыбкой.
  1. Расплющить кусочек теста, сделать его плоским.
  2. Наложить трафарет, стекой вырезать фигурку рыбки.
  3. Аккуратно переложить её на основу композиции – картон, края обработать пальчиком, смоченным водой.

Рваные и неаккуратные края изделия смотрятся не эстетично и портят весь его вид!

План-конспект урока по технологии « Работа с соленым тестом»
Цели и задачи:
1. Сформировать понятие о работе с соленым тестом, специальные умения и навыки в изготовлении изделий из него. Историческая справка.
2. Научить технологической последовательности изготовления и обработки изделий из соленого теста.
3. Дать основные способы изготовления изделий.
4. Научить самостоятельной работе с инструкционными картами.
5. Воспитывать творческое начало личности, эстетический вкус.
6. Развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
Оборудование: компьютер, наглядный материал, инструменты, образцы готовых изделий, инструкционные карты, готовое тесто и т.д.
Межпредметные связи: история, рисование.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Любая трудовая деятельность на уроках технологии должна сопровождаться стремлением к красоте и эстетическому наслаждению.
Труд, нравственность и красота неразрывны. У вас у всех разные интеллектуальные возможности, но уметь работать руками великое начало для творческой работы ума. Только в процессе создания вещей, ценных с эстетической точки зрения, учащийся может развить в себе лучшие качества личности, постичь законы красоты, у него могут сформироваться творческие способности и нравственные качества.
Лепка – любимое и увлекательное занятие. На уроках технологии появилась возможность совместить лепку и тесто. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры – все это можно сделать своими руками.
При работе с соленым тестом развиваются художественные способности, наблюдательность, чувство линии, формы, пропорции
. В процессе работы осваиваются основные приемы изготовления элементов композиций.
Немаловажную роль играет и то, что необходимые материалы доступны, экологически чисты. Поделки из соленого теста прочны и дешевые. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире.
Историческая справка.
Поделки из соленого теста – очень древняя традиция.
В Китае, с 17 века, делали марионетки для кукольных представлений.

В Гималаях использовали для изготовления жертвенных культовых фигур.

В Эквадоре - это один из художественных промыслов (тесто окрашивалось).

На западе Испании на торжествах в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста.

На Руси, когда вошло в обычай праздновать Новый год, люди дарили друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Глубокие корни имеет мастерство приготовления пряников. До сих пор в Астраханской области пекут фигурки из теста, называемые «козули».
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества. Этому занятию дали название - тестопластика.
II. Основная часть
I. Материалы и инструменты.
Материалы: мука, соль, клей, вода, краски, приспособления.
Рецепт приготовления соленого теста: мука: соль: вода = 2: 1: 0.5, то есть 2 стакана муки, 1 стакан соли, 125 мл воды
Рабочие инструменты и приспособления: стеки, скалки, противни, формочки, чеснокодавилка, ситечко, чашки и стаканы, кисточки, карандаши, иголки, алюминевая фольга, рамочки, пуговицы, ткань и т.д. Все, что подскажет собственная фантазия.
II.Технология изготовления изделий из соленого теста:
1.Замес
2.Лепка

3. Сушка
4. Раскраска
5. Лакирование.
1. Замес – смешать в подходящей посуде все ингредиенты, тщательно вымесить тесто. Оно должно получиться однородным, эластичным, крутым. При необходимости в мягкое тесто добавить муку и соль.
2.
Лепка – лепить или вырезать изделия, фигурки нужно сразу на твердой поверхности (линолиуме), разделочной доске, тогда обратная сторона изделий останется ровной и не будет деформироваться.
3.
Сушка и обжиг – способы сушки: в духовке электроплиты или газовой плиты, на воздухе, комбинируют. Сушат на белых и черных противнях. Просушивают изделия на малом огне до зарумянивания, затем противень перемещают с верхней полки на среднюю. Мы будем сушить при комнатной температуре на разделочной доске. Изделие считается высушенным, если при постукивании по нему пальцем звук звонкий.
4.
Раскрашивание – перед тем как раскрашивать изделие, их обычно грунтуют белой масляной краской, после высыхания красят гуашью.
5.
Лакирование – используют как жидкий, так и густой прозрачный лак. Под защитным слоем лака краски не будут осыпаться, крошиться, выцветать.

III.Последовательность обучения изготовлению деталей, изделий:
Изготовление мелких орнаментальных деталей – важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает к аккуратности, тщательности при изготовлении деталей. Мелкими орнаментальными деталями можно украсить практически любое изделие. Резать и раскатывать тесто лучше и удобнее на клеенке или разделочной доске. Инструменты обязательно должны быть сухими.
Соединять при помощи воды.

При оформлении использовать шарики из теста, бисер, бусины.

Практическая часть:

Технология изготовления деталей, изделий:

а) изготовление цветов, ягод, фруктов, листиков и т.д.

б) составление композиций из них.

ТБ при выполнении практической части:
до работы – надеть фартук, косынку; подготовить рабочее место;
во время работы – осторожно обращаться с колюще-режущими предметами, красками, водой, лаком (покрывает работу только взрослый)
после работы – убрать рабочее место.

Сдать рабочее место дежурному ученику.
Лепка из соленого теста позволит реализовать ваши творческие возможности, а этот урок станет к этому начальным толчком. И тогда древнее ремесло в ваших руках превратится в искусство, которое будет радовать окружающих и вас.
приложение.

Работы детей.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

Конспект занятия по художественной лепке из соленого теста.

Тема: Подсвечник. Котёнок»

Составила:

педагог дополнительного образования

Борисова Ю.В.

п. Кысыл-Сыр 2017 г.

Тема: «Подсвечник. Котёнок»

Цель: Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

    повторить технику работу с солёным тестом

    освоить навыки изготовления поделки «Подсвечник»;

    совершенствовать навыки лепки из соленого теста

Развивающие:

    Развивать художественно-творческие способности обучающихся,

    Развивать эстетический вкус.

    Развивать творческую инициативу и активность, фантазию детей. развивать творческое воображение.

Воспитательные:

    воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

Оборудование:

    последовательность лепки подсвечника;

    фотографии кошек

    компьютер

Материалы для занятия:

    солёное тесто;

  • баночка для воды;

    салфетки.

    свеча в металлической гильзе

План занятия:

Название этапа урока

Отведённое время

Организация занятия.

Основная часть.

1.Игра – загадки про кошек. Рассказ о значение кошек в культуре разных стран.

2.Изучение новой темы.

3.Практическая работа:

повторение правил технике безопасности

последовательность

изготовления декоративного подсвечника;

физкультминутка;

оформление.

Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Мини-выставка работ.

Уборка рабочего места.

Конспект занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся.

Вводная беседа.

Сегодняшнее занятие необычное Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?

Вы любите играть?

А загадки отгадывать умеете?

Тогда отгадайте загадки:

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьет,

Песенки поет

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это - (Кот)

Молодцы. Это все о кошках.

Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью. На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье. В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье. Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.

Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.

Тема нашего занятия: “Лепка подсвечника-кота”.

Что же такое подсвечник?

Подсвечник – это подставка для свечи.

Подсвечники бывают медные, серебряные и бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности.

Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.

Давайте вспомним, как работать с солёным тестом.

Солёное тесто всегда должно лежать в пакетике, так как на открытом воздухе оно начинает подсыхать.

Кусочек теста, из которого мы собираемся лепить какую-то деталь обязательно нужно хорошо промять. Чтобы деталь получилась ровной и аккуратной.

Места соединения деталей необходимо смачивать водой.

Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе.

Цилиндр или палочку катают на столе.

И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно смазываем водой только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.

Практическая работа.

Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с тестом:

    Солёное тесто - несъедобно!

    Лепку выполняй на подкладной доске, клеёнке, не клади тесто на стол, парту.

    Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами,

    Тщательно вымывать руки после завершения работы.

А теперь приступим к работе.

    Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.

    Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.

    Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.

    Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).

    Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.

    Наш подсвечник-кот готов. Оставляем его на сушку.

Физкультминутка

Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем разминку для рук. Выполним упражнения:

1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот).

3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой).

Спасибо! Молодцы! Продолжаем нашу работу. Скажите ребята,

С каким материалом мы сегодня работали?

Чем же тесто отличается от других материалов для лепки?

Вам понравилось то, что вы сегодня делали?

Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Подведение итогов занятия.

Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники, мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала, но коты получились разные.

Давайте каждый придумает маленькую история про своего кота.

(Дети рассказывают истории об имени и особенностях своего кота)

Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.

Все вы справились с заданием. Предлагаю вам организовать небольшую выставку. На следующем занятии мы будем раскрашивать готовые работы, поэтому приносим краски, кисти и хорошее настроение.

Уборка рабочего места.

Убираем свое рабочее место.

Все молодцы. Спасибо за работу.

До свидания.

Используемая литература

    Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.

    Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.

    Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх