Как проходит чайная церемония. Виды и особенности японской чайной церемонии

В первый раз японцы попробовали чай в VIII в. В это время, чай получил распространение в Китае, и постепенно проник в Японию, тем самым, положив начало искусству чайной церемонии.

Чайная церемония – это действо, в котором участвуют: устроитель церемонии и приглашенные участники. Прежде чем приступить к чайной церемонии, все участники, которых должно быть не более пяти человек, концентрируются на своих ощущениях, мыслях и чувствах, чтобы обрести необходимый психологический настрой. Только так можно ощутить всю духовность чайной церемонии и ощутить «вкус дзэн», что означает – «вкус чая».

Каждой детали чайной церемонии уделяется огромное значение, будь то- само помещение, чайная утварь, настрой гостей или последовательность действий.

Как проходит чайная церемония?

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Чайная церемония начинается с подготовки хозяина к будущему событию. Для этого он выбирает помещение, в котором будет проходить чайное действо, организовывает необходимый уют, подготавливает чайную утварь и свежие платки для приема гостей. Хозяин– главное действующее лицо на чайной церемонии, хотя по сути, он является только прислугой, который встречает гостей, выносит в специальную чайную комнату утварь, готовит чай, подносит его гостям, а по окончании уносит чайную утварь и провожает гостей. Однако, несмотря на это, хозяину предъявляются не меньшие требования.

Помимо подготовки самой чайной церемонии, он еще ответственен за выбор гостей. Для начала устроитель церемонии выбирает «главного гостя» праздника, который обязательно должен быть хорошо осведомлен о чайной церемонии, знать все тонкости ее проведения, и кроме этого – уважаемым человеком. Требования к «главному гостю» предъявляются по причине того, что именно он должен начинать чайную церемонию, подавая пример всем остальным гостям, пришедших в гости к хозяину. «Главный гость» должен быть извещен о том, что его приглашают на церемонию не позднее, чем за неделю до праздничного действа. После этого, приглашенное лицо, может либо подтвердить свое участие, либо вежливо отказаться. Если все же человек соглашается быть «главным гостем» и прийти на чайную церемонию, он должен вместе с хозяином церемонии рассмотреть и утвердить всех остальных гостей. Для этого, устроитель присылает список кандидатур, из которых нужно отобрать пять человек.

Чаще всего хозяин праздника посылает письмо, но в некоторых случаях, он может навестить гостя и переговорить с ним с глазу на глаз.

После согласования списка участников, которые будут приглашены и утверждения «главного гостя», хозяин начинает заниматься подготовкой письменных приглашений для всех гостей. В современной Японии, для этих целей все чаще используется телефон, однако до 30 годов, строгим правилом было либо со стороны гостя – нанести визит организатору праздника, либо направить срочное благодарственное письмо.

Еще одним важным предварительным шагом является согласование с гостями типа события, по случаю которого организовывается чайная церемония. Если это формальное событие, например, в честь какого-то торжественного случая, то мужчины должны надеть шелковое кимоно, специальную накидку черного цвета с начертанием белого знака, хакаму

(широкие штаны) и пояс белого цвета (таби). К женщинам, которые участвую в чайной церемонии, даже если она проходит по неформальному поводу, предъявляется строгое требование – их одежда не должна быть яркой и броской.

Огромные требования предъявляются и к пространству, где будет проходить чайная церемония. Такое пространство должно состоять из двух зон: открытой и закрытой. Открытая зона – это сад, а закрытая – это само помещение, где будет проводиться чайное действо. Гости, которые пришли на чайную церемонию сначала попадают в сад, а затем в чайную комнату. Такое расположение пространства, как бы очерчивает, ограждает чайную комнату от всего мира, делая ее таинственной и недосягаемой. При таком расположении пространства, соединяется энергия инь (закрытое помещение) и ян (садовая зона).

Можно немного укоротить))))

Зародившись в древнем Китае, чайные традиции начали свою экспансию во всех направлениях. В Японию семена чая попали ориентировочно в 9 веке: в ту пору это был напиток для избранных – его пили люди, принадлежавшие к дворцовой знати.

Чайные церемонии также являлись частью культуры буддистских монахов, которые, как предполагается, и завезли чай в Страну восходящего солнца. Другая версия – появление чая в Японии еще в 6 в.н.э., когда Япония стала устанавливать дипломатические отношения с Китаем.

История взращивания чая, согласно имеющимся сведениям, восходит к 802 году н.э., когда монах по имени Сайти разбил чайную плантацию у подножия горы Хией-дзан. Однако именно массовое производство чая в Японии связывают с именем Эйсая – монаха одного из дзен-буддистских монастырей. Он сам привез из Китая чайные кусты отборных сортов и занялся их выращиванием при монастыре. Немногим позже - в 1191 - году Эйсай написал свой известный труд о полезном влиянии чая на организм человека.

Со временем масштабы чайных плантаций в Японии выросли, появились новые выведенные сорта, был освоен способ производства порошкового чая, стало применяться обжаривание чайных листьев для улучшения их вкусовых свойств.

В дальнейшей истории чайных традиций в Японии можно выделить еще несколько интересных событий:

14-15 в.в. – появление чайных турниров, которые стали интересным развлечением не только для богатых, но и для более бедных слоев японского общества. Все участники таких турниров должны были дегустировать различные сорта чая и угадывать их название и происхождение. В этот же период происходит зарождение чайной церемонии, которая в Японии имеет свои особенности. Основоположником такого действа стал в 15 в. н.э. монах Мурата Дзюку;

в 1610 году Япония впервые экспортировала свой чай за пределы страны. Первая партия отправилась в Европу силами датской торговой компании;

в 1736 г. священник Коюгай Байсаоу открыл в городе Киото первый чайный домик, где могли покупать чай простые люди;

в 1740 г. японец Соен Нагатани получил путем селекции новый чайный сорт – сенча , который на сегодняшний день является самым распространенным японским сортом зеленого чая.

  • Правила выбора мате: упаковка и качество

    Если страна-изготовитель определена, стоит обратить внимание на сроки. Просроченный продукт разительно отличается по вкусу неприятной горечью, вязкостью или вовсе посторонними включениями. ...

  • Чай с крапивой

    Крапива – это не простой сорняк, хотя именно так многие привыкли относиться к этому необыкновенно полезному растению. Крапивные щи на Руси готовили издавна, да и сегодня многие хозяйки не брезгуют нарвать по весне молодой крапивы, чтобы угостить близких необыкновенно вкусным и витаминизированным блю...

  • Японский чай

    В Японии используют главным образом зеленый чай, который заваривают особым способом. Сначала сухие листья тщательно растирают в фарфоровой ступке до порошкообразного состояния. Затем порошок засыпают в подогретый горячим воздухом специальный фарфоровый круглый чайник. Обычно заварка берется из расче...

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Что может быть лучше чашечки ароматного чая в череде будничных дел? Только чашечка ароматного чая где-нибудь на японских просторах! Итак, сегодня мы с вами погрузимся в атмосферу гармонии и спокойствия, а заодно узнаем все про чаепитие в Японии.

Сегодняшняя статья поведает, почему приготовление чая для японцев – настоящее искусство, как оно пришло на их родину, в каких случаях проводятся церемонии, где проходят чайные мистерии. Также вы узнаете, как называются все эти многочисленные чашечки и чайники, как мастер чайного ритуала воплощает свои таланты. Ответы на эти вопросы и другие интересные факты – в статье ниже.

Путь чая

Японская чайная церемония носит название «садо » или «тядо » и значит «путь чая», «чайное искусство». И это совсем не преувеличение – чтобы овладеть искусством, будущие мастера учатся долгое время, постигают все тонкости, связанные с чаем.

Чайная церемония – это традиционный японский ритуал, который отличается необычайной эстетикой и сложностью. Его можно назвать таинством, происходящим между участниками, особой формой общения и единением душ.

Во время чаепития люди наслаждаются эстетикой окружающего мира, неспешно беседуют, отдыхают и наполняются гармонией. Ритуал проходит в особом помещении и следует строгим правилам, которые остаются неизменными многие века.

Сегодня в Японии существует больше пятидесяти крупных школ, обучающих мастерству чайной церемонии. Они распространились по всему миру – их представительства имеются в двадцати государствах, в том числе в России.

На японские земли традиция пить чай пришла с материка, а точнее, из Китая, где люди испокон веков ценили терпкий вкус напитка и выращивали целые плантации. Но в то время как жители Китая вкладывали в ритуал принципы , японцы отождествляли его с , поэтому церемонии здесь проходили просто, естественно, в спокойной атмосфере.

Японское ритуальное чаепитие придерживается нескольких правил:

  • почтение и взаимное уважение гостей и мастера;
  • чувство гармонии во всем: как в используемых предметах, так и в мироощущении действующих лиц;
  • спокойное, безмятежное расположение духа;
  • чистые помыслы, действия, ощущения.

Исторический экскурс

Судя по историческим справкам, чай достиг японских берегов приблизительно в 7-8 столетии. Его привезли буддийские монахи из Китая, которые сделали чаепитие частью практики.


Буддийское учение распространялось, а с ним – его традиции. Буддисты пили чай во время медитативных практик, даровали в качестве подношений. Так привычка пить чай укоренилась среди адептов буддизма.

В 12 столетии монах Эйсай подарил правителю Минамото книгу, которая рассказывала о пользе чая для здоровой и долгой жизни – обряд чаепития начал распространяться в придворных кругах. Веком позже чайные церемонии стали популярны среди самураев. Они отличались пышностью и ритуальностью.

Постепенно чай перестал быть исключительно напитком монахов – он набирал обороты среди аристократов. Они проводили настоящие турниры, в ходе которых проводилась дегустация разных видов чая, и участникам нужно было отгадать, что это за сорт и откуда он привезен.

Элемент игры перерос в безумное торжество и веселье – сотни мужчин и женщин принимали ванны – так называемые фуро – наполненные чаем, который оттуда же и пили. Все действо заканчивалось фуршетами с огромным количеством угощений и сакэ. В тот момент люди думали о лечебных свойствах чая в последнюю очередь.


Чайная церемония в Японии. Гравюра

Простому населению, жителям городов и земледельцам, чаепитие также пришлись по вкусу. Ритуалы были более скромными, нежели среди знати, но помогали отдохнуть в перерыве между тяжелым трудом, насладиться моментом и побеседовать на отвлеченные темы. Все элементы – принятие чайных фуро, строгие правила турниров, скромность церемоний обычных людей – позже сложились в единый ритуал, который теперь считается классикой.

Наибольшего развития чайное искусство достигло в XVI-XVIII века. Оно связано в первую очередь с именем Дзёо Такэно, придумавшим особое сооружение – чайный дом – тясицу , отличающийся скромностью и простотой.

Позже его ученик Сэн-но Рикю в дополнение к тясицу создал сад, а также тропинку, вымощенную из камня – родзи. Вместе с тем он определил этикет: когда и о чем вести разговор, как мастер должен проводить церемонию и наполнять гостей гармонией изнутри. Также Рикю ввел традиционную посуду, и чайная церемония стала отличаться не напускной, внешней красотой, а внутренней, скрытой в мягких цветах и приглушенных звуках.


Сен-но Рикю (1522-12.04.1591). Один из основоположников японской чайной церемонии

Чаепитиями стали увлекаться все японцы: от бедных слоев населения до императорской семьи. К 18-му столетию появилась сеть школ, обучавших чайному мастерству. Руководили ими иэмото – они помогали освоить ученикам искусство, учили всем нюансам: разбираться в сортах чая, правильно его заваривать, вести непринужденные беседы, создавать в компании дружественную и гармоничную обстановку.

Виды чаепитий

У японцев есть много поводов, чтобы собраться на чайную церемонию:

  • ночь – церемония проходит при лунном свете, гости собираются около 12 часов ночи, а расходятся до рассвета – до 4 часов;
  • восход – приблизительно с 3-4 часов до 6;
  • утро – с 6 часов, чаепитие проходит в жаркое время года, когда утром еще можно насладиться прохладой и неспешной беседой перед рабочим днем;
  • послеобеденное время – завершает обеденную трапезу, к чаю могут подаваться сладости;
  • вечер – чаем заканчивается трудовой день, приблизительно в 18 часов;
  • особый случай – это может быть любой праздник, такой как свадьба, рождение ребенка, день рождения или просто повод собраться с друзьями. Это особая церемония, которая носит название «риндзитяною » – люди специально приглашают чайного мастера, обладающего опытом проведения ритуалов.

Место для чаепития

Чаепитие проводится на особой территории. В идеале это сад, в нем тропинка ведет к дому – здесь проводится сама церемония.


В современных реалиях у японцев часто нет возможности обзавестись собственным садом, поэтому местом проведения нередко выступают обычные помещения, отдельные комнаты или даже просто небольшой столик .

Сад – тянива

Он обычно огорожен забором, а перед входом стоят ворота. За воротами гости могут оставить личные вещи и переобуться. Тянива обычно небольшой, но очень уютный. Здесь царит атмосфера спокойствия и приглушенной эстетики.

Вечнозеленые растения, высаженные на территории, ограждают сад от ярких солнечных лучей. Повсюду встречаются камни, поросшие мхом, и декоративные фонари. Вечером и ночью они неярко святят гостям, провожая их к сказочной мистерии.

Тропинка – родзи

Буквально название по-японски звучит как «дорога, окропленная росой». Обычно родзи вымощена природными камнями и напоминает тропу, петляющую между холмами.


Ее исполнение, размеры и форма ограничены лишь фантазией архитектора. В конце тропинки, перед самим домиком, стоит колодец, где гости могут совершить ритуальное омовение.

Дом – тясицу

Домик для чаепитий скромный и маленький, состоит всего из одной комнаты с шестью-восемью окошками. Они находятся довольно высоко, чтобы вид из окна не отвлекал от происходящего ритуала, а только пропускал рассеянные солнечные лучи.

Вход в тясицу низок и узок – такая хитрая конструкция заставляет поклониться, нагнувшись, всем присутствующим в комнате, независимо от их статуса в обществе. Во времена самураев узкий проход не позволял им входить в дом с оружием, воины были вынуждены оставлять его снаружи.

Домик обставляется очень просто: татами на полу, очаг в центре, а также стенная полка – токонома . На ней хранятся благовония, цветочная композиция и свиток, где написано изречение, подготовленное мастером специально для участников.


Подача

Напиток подается в специальной посуде – деревянной, бамбуковой, керамической или медной. Она не должна быть вычурной, наоборот, стараются использовать старую или специально состаренную посуду, чтобы показать дань традициям. Но главное правило – все предметы должны быть чистыми и гармонировать между собой.

В ходе чаепития используют несколько предметов:

  • тябако – коробка, в которую насыпают чай;
  • тягама – сосуд, в котором нагревается вода;
  • тяван – чаша больших размеров, откуда все гости пьют чай во время первого круга;
  • хишаку, или чаван – небольшие чашки для каждого гостя;
  • тясака – бамбуковая ложечка для насыпания чая;
  • кобукуса – ткань, на которой подают чашки с чаем.


Гостей на чаепитие приглашают заранее, обычно пять человек. Приглашенные тщательно готовятся к церемонии, надевают специальную одежду, например шелковые кимоно.

Хозяин, он же мастер, приветствует всех присутствующих поклоном и угощает сладостями – кайсэки . Когда вода вскипит и немного остынет, он начинает готовить густоватый чай – маття . Остальные молча наблюдают за этим действом, перехватывают взглядом каждое движение.

Затем в тяване приготовленный чай передается по кругу, начиная с самого главного гостя. Каждый понемногу отпивает из общей чашки и передает другому, выражая тем самым доверие всем участникам.

После этого мастер наливает чай в индивидуальные чаваны, и гости наслаждаются неповторимым вкусом и густотой чая, ненавязчивым разговором и чувством спокойствия и тепла, разливающегося по всему телу.


В конце церемонии хозяин извиняется, кланяется гостям и покидает комнату. Это значит, что чаепитие закончилось.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам непременно поучаствовать в чайной церемонии в лучших японских традициях.

Если вам понравилась наша статья, делитесь ей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на рассылку блога – впереди еще много интересного. До встречи!

Пожалуй, одной из самых захватывающих и известных церемоний, связанных с Японией является тя но ю (chanoyu, 茶の湯), чайная церемония, которую также иногда называют садо («путь чая», sado, 茶道). Существует не так много церемоний, которые были бы настолько отточены и выверены. Сложная и в то же время предельно простая, одновременно незамысловатая и преисполненная глубокого смысла, чайная церемония может служить метафорой не только самурайскому идеалу, но и всей Японии.


Краткая история

Чай приобрел популярность в Японии в период Камакура благодаря стараниям монаха Эйсая (1141-1215). Примерно пятидесятью года ми позднее буддийский монах Даё (1236-1308) вернулся из путешествия в Китай и привез с собой знания о китайской чайной церемонии в той форме, в которой она практиковалась в буддийских монастырях. Искусство проведения церемонии практиковалось и оттачивалось монахами, пока священник Сюко (1422-1502) не продемонстрировал его сёгуну Асикаге Ёсимасе. Почитавший различные искусства Ёсимаса одобрил церемонию, и с этого момента она стала распространяться за пределами храмов.


Неудивительно, что в начале чайная церемония являлась времяпрепровождением знати, так как чай в то время в основном употреблялся высшими слоями общества. Изменения начались с появлением мастера Сен-но Рикю(1522-1591). Рикю изучал чайные традиции с ранних лет и впоследствии оказал большое влияние на дальнейшее развитие эстетики японской чайной церемонии. Стиль церемоний Асикага был приспособлен для знати, в нем использовались искусная китайская посуда, а сама церемония проводилась таким образом, чтобы не оскорбить никого из важных гостей. В своем видении церемонии Рикю стремился к минимализму: заменил дорогую утварь на более практичную, а вычурные и зачастую безвкусные чайные домики знати - на маленькие и простые, называемые Sôan. Единственным путем внутрь такого домика была маленькая дверь нидзиригути. Любой желавший пройти в неё должен был наклониться, независимо от своего статуса, что способствовало созданию духа равенства. Также дверь служила символическим рубежом, отделяющим пространство спокойствия и тишины чайного домика от суеты внешнего мира. Рикю видел чайную церемонию как мероприятие вне социальных и политических событий.

В 1579 году Сэн-но Рикю стал мастером чайной церемонии у Оды Нобунаги, который с большим интересом изучал чайные традиции и коллекционировал дорогие и редкие предметы для чайных церемоний. После смерти Нобунаги тремя годами позднее, он стал проводить церемонии у Тоётоми Хидэёси и достиг статуса наиболее авторитетного мастера в области чайных церемоний. Хидэёси высоко ценил мастерство Рикю, однако Рикю не одобрял цели, для которых Хидэёси использовал церемонию - в качестве форума для обсуждения государственных дел. Рикю считал, что такой подход нарушает, если не уничтожает полностью гармонию церемонии. Так или иначе, по причинам, неизвестным доподлинно, Хидэёси приказал Рикю совершить сепукку, однако искусство проведения чайных церемоний продолжило развиваться в соответствии с принципами, сформулированными Рикю.

Краткое описание

Обычно чайную церемонию проводят в специальной чайной комнате, тясицу. Гости входят через нидзиригути. Чайная комната планируется таким образом, чтобы первым, что видит входящий, был свиток какэмоно в нише токонома. Как правило, на свитке каллиграфически выводится какое-либо высказывание. Свиток тщательно подбирается в зависимости от настроения или времени года, и гости ненадолго задерживаются перед ним, прежде чем занять место у очага в центре комнаты.


После гостей входит хозяин, обменивается с гостями поклоном и садится напротив них. Пока вода закипает, гостям подается кайсеки - легкая еда, которая должна не только быть вкусной, но и красиво выглядеть. Эта еда не предназначена для насыщения, её главная роль в процессе - эстетическая. Подается немного саке и сладостей вагаси. После этого гости ненадолго выходят, а хозяин совершает необходимые приготовления и меняет свиток на тябана - композицию цветов или веток. Когда все готово, гости возвращаются, и церемония переходит к самой важной части.

Вначале посуда символически очищается, и хозяин приступает к приготовлению густого зеленого чая. Гости в молчании внимательно наблюдают за его действиями. Разговоры во время церемонии не приветствуются и считаются невежливыми. Чай засыпается в чашу с небольшим количеством воды и размешивается до образования однородной массы. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции. Хозяин передает чашу гостям, и те по очереди отпивают из нее, что символизирует единение присутствующих. Затем хозяин вновь передает чашу гостям, но уже пустую, чтобы они могли внимательно её рассмотреть.

После этого хозяин готовит чай в чашках для каждого гостя. На этом этапе гости начинают беседу, предметом которой может быть свиток с изречением, тябана, чай, посуда или что-либо другое, обязательно связанное с церемонией. Когда церемония завершается, хозяин выходи первым, чтобы гости могли еще раз оценить комнату и все предметы в ней. Пока гости выходят, хозяин стоит снаружи и кланяется уходящим. После этого он возвращается в чайную комнату, восстанавливая в памяти прошедшую церемонию, а затем убирает все предметы, чтобы комната приняла в точности такой же вид, как и до начала церемонии.

В чайной церемонии обычно используется два вида чая: койтя, более густой, немного горьковатый, он считается более «формальным» напитком, и усутя, более легкий и «неформальный». Койтя подается первым, его гости понемногу отпивают из общей чаши. Усутя используется в следующей части церемонии, его гости пьют из индивидуальных чашек. Чашки могут иметь самый разный вид и нередко подбираются в зависимости от времени года. Зимние чашки более глубокие, чтобы дольше сохраняли тепло, а летние мельче и шире, чтобы чай быстрее остывал.

На протяжении всей церемонии хозяину и гостям следует стремиться к состоянию спокойствия и безмятежности. Как сказал священник Такуан, когда писал о чайной церемонии: «делайте всё с мыслью о том, что в этой комнате мы можем насладиться потоками воды и камнями также, как мы наслаждаемся природными реками и горами, оценить различные настроения и чувства, вызываемые снегом, луной, деревьями и цветами, когда они проходят через метаморфозы времен года, появляются и исчезают, расцветают и увядают. Когда гостей встретили с должным почтением, мы тихо слушаем кипение воды в чайнике, которое звучит как ветер в сосновых иголках, и забываем о мирских печалях и заботах…»

Японское чаепитие – это не просто традиция, это целый ритуал , который люди постигают многие годы в специальных школах. Смысл японского чаепития заключается, главным образом, не в дегустации напитка — это больше похоже на медитацию и попытку обрести гармонию не только в себе, но и с другими людьми. Сегодня рядовой японец может назвать следующие сорт чая: гекуро (наивысший сорт зеленого чая), сэнтя (высший сорт зеленого чая), бантя – зеленый чай более низкого качества, кукитя – низший сорт зеленого чая, который пьют только холодным, котя – все многообразие видов черного чая, и наконец, матя – стертый в порошок гекуро, который используется, как правило, в чайной церемонии.

Японская чайная церемония уходит своими истоками в VIII век, когда китайский чай был впервые привезен в страну восходящего солнца. Позже, в XIII веке чаепитие начало приобретать церемониальные черты благодаря активно распространявшемуся в то время дзен буддизму, пока двумя столетиями позже монах Сюко не оформил эти черты в особые принципы. По его мнению, чайная церемония должна была быть максимально естественной и простой, то же касалось убранства дома и использованной утвари, а отношения между хозяином и гостем должны быть сведены к взаимному пониманию без слов.

Он оставил после себя основные правила чайной философии:

  • гармония, единение человека с миром, ничто не должно нарушать атмосферу чайной церемонии, нет здесь ни одного лишнего предмета или цвета.
  • Почтительность, взаимоуважение, преодолевание в себе чувства превосходства над другими
  • Чистота в чувствах и мыслях,
  • Спокойствие, уравновешенность, безмятежность в душе и на лице.

Церемония по сути является формальной встречей мастера и его гостей не только для распития чая, но и светской беседы и отдыха. Церемонию нельзя проводить в обычном доме – действо должно разворачиваться в особом домике для чаепития, который называется тясицу. Тясицу воплощает в себе основу чайной церемонии - естественность и простоту, поэтому эти домики состоят обычно из одной комнаты с несколькими окнами, простыми глиняными стенами и бронзовым очагом. Посуда, используемая во время ритуала, также отличается простотой: простые керамические чаши, потемневший медный чайник, ящик для заварки, бамбуковые ложки.

Сама церемония чаепития проходит в несколько этапов: сначала гости собираются и готовятся к ритуалу, проходя по каменной дорожке через чайный сад к чайному домику. На пути к тясицу гости созерцают причудливые камни и растения и настраиваются на особый лад. После этого гости умываются и переступают через порог тясицу, предварительно сняв обувь. Хозяин, проследовав за гостями, угощает своих посетителей легкими и красивыми закусками, после чего гости снова покидают домик, чтобы немножко погулять и подготовиться к самому важному элементу церемонии. По возвращении всех начинается заваривание зеленого чая. После долгого ритуального приготовления гости наконец начинают пить чай, беседуя с хозяином о прекрасном: о красоте цветочной композиции, изречении, написанном на специальном свитке, о чаше с чаем и, наконец, о самом чае. Весь этот ритуал как ничто другое отражает японский характер и отношение к жизни. Поэтому, будучи в Японии, обязательно посетите традиционную чайную церемонию и прочувствуйте дзен на себе.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх