Что готовят на поминки? Постные поминки. Скорбные хлопоты: что обычно готовят на поминки

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.

Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста . Вот такой упрек действительно справедлив . И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост , и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.

Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)

Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.

Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.

Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.

Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением


Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой . Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.

Люди поминают своих умерших в том числе и в посты . При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста . Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.

Значение п
оста
в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.

Христианские посты бывают:

Однодневные – это

  • каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
  • крещенский сочельник;
  • день усекновения главы Иоанна Крестителя;
  • праздник Воздвижения Креста Господня.

Многодневных постов четыре:

Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.

Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.

Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.

Меню постных поминок

может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.

  1. Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое
    происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница».
    В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба , что соответствует другому нашему названию кутьи – коливо . Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи. Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.
  2. Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
  3. Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост . Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
  4. На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
  5. В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос . После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
  6. В поминальные пироги , кроме рыбной начинки
    , можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.
  7. Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья . Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.

В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода . Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста , когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост .

Поведение на поминальных мероприятиях

в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев . Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.


Считается важным заказать службы
в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.

Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.

Я часто рассказываю о своей работе, о том в каких количествах и на сколько персон мне приходится готовить на какое-либо мероприятие. Но почему-то одну часть своей работы обхожу стороной. И совершенно напрасно, как выяснилось. Очень часто в личных обращениях мне приходится давать консультации по приготовлению поминальных обедов. Очень часто такие обеды мне приходится готовить самой.

Совсем недавно у меня разгорелся совершенно дурацкий спор о том, приемлимо или нет на поминках, разрезать блинчики на две части. И в пылу этого спора выяснилось такое количество заблуждений и суеверий, связанных именно с поминками. Так что такой текст просто назрел.

Я искренне желаю, чтобы мои советы вам никогда не пригодились. Но если всё таки в вашей семье потеря – то пусть этот текстпоможет вам сориентироваться в тяжелую минуту.

Итак, поминальный обед .

Усопших по христианской традиции поминают трижды. В день похорон, на 9 и на 40 дней. В день похорон на обед приглашают всех, кто пришел попрощаться на кладбище.

Следует помнить, что поминальный обед – это всего лишь обед и ничего больше.Ни в коем случае не следует превращать его в долгое застолье с излишествами. Ни в коем случае на столе не должно быть спиртных напитков.Еда должна быть максимально простой, сытной. Обязательно горячей (особенно зимой и в межсезонье).Для того чтобы уставшие люди, пришедшие простится с близким и родным человеком могли успокоиться, согреться и совместно помолится об упокоении, вспомнить человека и его добрые дела.

Если поминки приходятся на постный день – то и обед готовится постный. Я приведу два варианта поминального меню, с учетом скоромных и постных дней вы сможете выбрать более для вас подходящий вариант.

Многие обычаи соблюдаемые с невероятным упорством, не имеют никакого отношения к Православию. Например, принято ставить рюмку с водкой прикрытую куском хлеба, якобы для покойного. Но подумайте сами – зачем вашему дорогому покойнику на том свете водка? По вашему ему не мешает замахнуть сто грамм перед тем как явится на суд к Отцу Небесному? Согласитесь – это не просто глупо, но и кощунственно. Точно так же как положить в гроб сигареты, или даже втыкание зажженных сигарет в могилу. Вместо свечи – сигарета.

Даже если ваш близкий был при жизни заядлым курильщиком и выпивохой, после смерти он нуждается единственно в ваших молитвах, а не в алкоголе и никотине.

Для этого существует традиции дарить пришедшим на похороны небольшие вещицы для поминания.Эти вещи – действительно поминальные, служат нам напоминанием, своеобразным будильником. Пользуясь такой вещью, мы вспоминаем, по какому поводу она у нас оказалась, и возносим молитву за этого человека. Чаще всего таким вещами являются носовые платки. Но моя бабушка, например, на похороны себе собирала вещи заранее, и помимо носовых платков, приготовила расчески для женщин и мыло для мужчин. Она была практичная, и знала, что носовым платком в деревнях не часто пользуются. А вот мыло и расческа нужны ежедневно, и значит поминать её будут чаще.

Традиции завешивать зеркала в доме умершего, не использовать за поминальным столом вилки и ножи – тоже языческие и не имеют никакого отношения к Христианству.

Точно также расхожая фраза земля ему пухом - никак не годится дляпрощания с покойным. В земле пухом нуждаются лишь те, кому придется копать могилу. А родственникам умершего лучше выражать соболезнование словами упокой Господи его душу.

Перед началом поминальной трапезы читается молитва Отче наш и 17 кафизма из Псалтири. По окончании обеда читается молитва со святыми упокой Христе, душу раба Твоего (имярек) в месте злачне, в месте покойне и сотвори ему вечную пямять. После чего все присутствующие троекратно поют Вечная память и расходятся.

Если людей пришло много, то поминальные обед проводят в две-три очереди. Как правило, в первую очередь за стол усаживают приехавших издалека гостей. Во вторую – все остальные гости. В третью очередь за стол садятся близкие родственники и те, кто помогал хоронить и накрывать стол.Вот поэтому обедать не принято долго. Помолились, поели, помолились. Быстро привели стол в порядок и накрыли опять.

Ещё одно заблуждение – что на поминках не благодарят. Какое отношение к покойному имеют слова благодарности в адрес тех, кто готовил обед и накрывал на стол? Сдержанные и искренние слова благодарности всегда к месту.

На поминальный обед принято готовить суп. Это либо борщ (который может быть постным) либо суп-лапша домашняя. На второе блюдо – котлеты, либо жареная курица, либо жареная рыба. Если вы подаете мясное блюдо, то отдельно, на общие тарелки можно поставить рыбное блюдо. В качестве гарнира – картофельное пюре или гречневая каша. Можно приготовить салат из овощей по сезону. Но рекомендую не выкладывать его на общие тарелки, а добавлять по 2-3 ложки салата в качестве подгарнировки ко второму блюду.

Напитки – компот из свежих ягод или сухофруктов или кисель. Чай и кофе – по желанию. Обязательно готовят кутью, которую заранее освящают в церкви. Это блюдо символизирует Жизнь Вечную и попробовать его должен каждый из гостей.

Блины (по 1-2 на каждого гостя) выкладывают либо на общие тарелки, либо на небольшую пирожковую тарелку для каждого гостя непосредственно. Принято печь небольшие сдобные булочки и ставить вазы с конфетами. Как правило, булочки и конфеты гости не съедают за столом, а берут с собой. Чтобы позже, возможно дома, помянуть ещё раз усопшего.

В скоромные дни, если в качестве второго блюда подают мясо, на стол отдельно на общие тарелки можно поставить жареную рыбу.

Теперь я приведу пропорции и количество продуктов, которые вам потребуются для приготовления поминальных обеденных блюд.

Кутья

На поминальный стол для 50 человек:

500 граммов круглого риса

200 грамм изюма без косточек

200 грамм кураги

3 столовые ложки меда

1 чайная ложка соли

Курагу порежьте небольшими кусочками и замочите вместе с изюмом в кипятке на 30 минут. Затем откиньте на дуршлаг.

Рис промойте, залейте 1 литром воды, посолите и сварите не размешивая на среднем огне. Варите рис7-10 минут после закипания. Затем снимите с плиты и оставьте под крышкой на 10 минут.Затем всыпьте изюм и курагу, добавьте мед и хорошо размешайте. Подавать кутью следует в маленьких пиалках с чайной ложкой. Каждый из присутствующих должен съесть три чайные ложки этого блюда.

Суп-лапша домашняя

На 50 порций потребуется:

Мясо курицы (можно куриные окорочка) 1,5-2 килограмма

Морковь – 600 грамм

Масло растительное – 100 грамм

Вода – 12 литров

Соль – 2 столовые ложки с верхом

Молотый перец, зелень укропа свежая или сушеная, лавровый лист

Для лапши:

1 килограмм муки высшего сорта

6 яиц

1 чайная ложка соли

Сварите куриное мясо в подсоленной воде. Процедите бульон. Курицу переберите – отделите мясо от костей и порежьте небольшими кусочками. Морковь очистите, и натрите на мелкой терке. Спассеруйте морковь на растительном масле. Добавьте в бульон мясо курицы и пассерованую морковь и доведите до кипения.

Отдельно заранее приготовьте лапшу. Соедините яйца, соль и муку. Замесите крутое тесто. Разделите его на на 10 частей. Каждую часть раскатайте скалкой очень тонко и слегка подсушите. Затем из получившихся сочней нарежьте тонкую лапшу.

Непосредственно перед приходом гостей опустите лапшу в бульон с куриным мясом и пассерованой морковью. Доведите до кипения и сразу же снимите с плиты. Добавьте перец, укроп и лавровый лист.

Борщ постный

На 50 порций потребуется:

2-3 килограмма свежей или 2 килограмма квашеной капусты

1 килограмм свеклы

500 грамм репчатого лука

500 грамм моркови

300 грамм томатной пасты

3 килограмма картофеля

200 грамм растительного масла

10 литров воды

2,5 столовые ложки соли

Молотый перец

Зелень, лавровый лист

Очистите картофель, порежьте крупными кубиками. Когда вода закипит, опустите в неё картофель и посолите.

Свежую капусту мелко нашинкуйте. Если капуста квашеная – хорошо промойте её проточной водой и откиньте на дуршлаг. Свеж ую капусту добавляйте в суп вместе с картофелем. Квашеную – почти в самом конце – когда картофель сварится.

Варите картофель (с капустой или без) 25 минут после повторного закипания.

Мелко порежьте лук, измельчите морковь на терке и спассеруйте с половиной растительного масла. За 5 минут до готовности добавьте весь томат. Отдельно спассеруйте на оставшемся масле порезанную мелкой соломкой свеклу.

После того, как картофель и капуста будут готовы, опустите в суп пассированные овощи (лук, морковь, томат и свеклу). Доведите до кипения, проварите 5 минут и выключайте.Добавьте зелень, лавровый лист, специи. Можно заправить борщ измельченным чесноком. Дайте борщу настояться под крышкой 15-20 минут и затем разливайте по тарелкам.

Если день для поминовения не постный, вы можете приготовить борщ на мясном бульоне.

Блины скоромные

На 50-60 блинов потребуется:

8 яиц

3,5 стакана муки

1 литр молока или кефира

5 стаканов воды

6 столовых ложек сахара

1 чайная ложка соды

2 чайные ложки соли

8-10 столовых ложек растительного масла

Все продукты хорошо размешайте венчиком, чтобы не оставалось комочков. Дайте тесту постоять 20 минут и затем испеките тонкие блинчики. Готовые горячие блинчики можно смазывать растопленным сливочным маслом. Подавайте блины на тарелках, свернув уголком или трубочками.

Постные блинчики

На 50-60 блинов потребуется:

4,5 стакана муки

7 стаканов воды

2 чайные ложки сухих активированных дрожжей

4 столовые ложки сахара

1,5 чайные ложки соли

6 столовых ложек растительного масла

Воду подогрейте до 30-40 градусов. В теплой воде разведите дрожжи и сахар и оставьте на 10 минут. Затем всыпьте соль, всю муку. Хорошо размешайте венчиком, в конце добавив растительное масло. Получившееся тесто оставьте в теплом месте на 30 минут. Затем испеките тонкие блинчики. Готовые горячие блинчики можно смазать немного медом.Подавайте блины свернув уголком или трубочками, либо на общих, либо на порционных пирожковых тарелках.

Котлеты

На 50 штук потребуется:

3 килограмма готового фарша (свинина+говядина)

1 буханка белого хлеба

3 яйца

4 чайные ложки соли

1 чайная ложка молотого черного перца

Панировочные сухари (250 грамм)

200 грамм растительного масла для жарки

Хлеб замочите в воде, затем отожмите и разомните в однородную массу. Смешайте с фаршем, солью, перцем и яйцами. Хорошо размешайте получившуюся котлетную массу и слегка отбейте её. Разделите котлетную массу на 50 равных частей и сформируйте круглые или овальные котлеты. Каждую котлету обваляйте в молотых сухарях и обжарьте с двух сторон на сковороде или в духовке до готовности.

Жареная рыба

На 50 порций потребуется:

6 килограмм филе любой рыбы

Соль, перец

Мука для панировки (200 грамм)

250 грамм растительного масла для жарки

Рыбу разморозьте, порежьте на нужное количество порций. Смешайте соль и перец с мукой. Каждый кусочек рыбы панируйте в муке и обжаривайте с двух сторон на растительном масле.

Курица жареная

На 50 порций потребуется:

7 целых тушек потрошеных кур

Или 8-9 килограмм куриных окорочков

3-4 столовые ложки кавказской аджики

3-4 столовые ложки майонеза

4 чайные ложки соли

Курицу или окорочка разрежьте по количеству порций. Целую курицу следует разделывать на 8 частей. Окорочка в зависимости от размера на 2 или 3 части. Посолите кусочки кур и смажьте смесью аджики и майонеза. Дайте помариноваться несколько часов. Затем запеките в духовке, выложивкусочки курицыв один слой на противень. Время запекания 45 минут при температуре духовки 200 градусов.

Картофельное пюре

На 50 порций потребуется:

8 килограмм картофеля

Соль

Картофель очистите, порежьте на 4 части. Промойте и переложите в подходящую кастрюлю. Залейте водой, добавьте соль. Варите 30=35 минут после закипания. Затем слейте отдельно картофельный отвар. Горячий картофельпереложите в миску и быстро растолките в пюре. Понемногу вливайте горячий картофельный отвар в толченую картофельную массу и хорошо размешивайте до получения нужной консистенции пюре. В конце заправьте сливочным или растительным (если день постный) маслом и ещё раз размешайте.

Гречневая каша

На 50 порций потребуется:

1,5 килограмма гречневой крупы

1,5 столовые ложки соли

Сливочное или растительное масло

Переберите и промойте гречку. Залейте 5 литрами воды. Посолите. Варите до готовности. Готовую кашу заправьте сливочным или растительным маслом.

Компот из сухофруктов

На 50-60 порций потребуется:

15 литров воды

1 килограмм сухофруктов

1 килограмм сахара

1 чайная ложка лимонной кислоты

Сухофрукты замочите холодной водой на час, а затем тщательно промойте избавляясь от посторонних примесей. В кастрюлю с водой переложите сухофрукты, всыпьте сахар. Доведите до кипения и варите 20 минут. За пару минут до конца варки добавьте лимонную кислоту. Готовому компоту нужно дать настояться. Поэтому варить его нужно заранее, с вечера. Остывший компот переставьте в холодильник.

Кисель из свежих ягод

На 50-60 порций потребуется:

1,5-2 килограмма свежих (можно свежемороженых) ягод на ваш вкус (вишня, смородина либо любая ягодная смесь)

1 килограмм сахара

100 грамм картофельного крахмала

15 литров воды

Сварите ягоды с сахаром. Отдельно небольшим количеством холодной воды разведите крахмал.Затем добавьте крахмал в воду с ягодами, размешайте. Доведите до кипения, но не кипятите. Снимите кисель с плиты и оставьте остывать.

Постная булочка

На 50 порций потребуется:

2 килограмма муки высшего сорта

1 литр и 100 граммов воды

1 маленькая пачка сухих активированных дрожжей

300 грамм сахара

1,5 чайные ложки соли

50 грамм растительного масла

Воду нагрейте до 30-40 градусов. В теплой воде разведите дрожжи и сахар. Оставьте дрожжи на 10 минут. Затем добавьте соль, всыпьте всю муку и замесите тесто. В конце замешивания в тесто влейте растительное масло.

Дайте тесту подняться 2 раза. Затем разделите тесто на 50 равных частей. Сформируйте булочки и разложите на смазанном растительным маслом противне.Дайте булочкам время для расстойки (30-40 минут). Затем выпекайте в нагретой до 220 градусов духовке в течение 15-20 минут. Готовые горячие булочки можно смазать сахарным сиропом.

Вместо обычных булочек из этого теста вы можете испечь постные духовые пирожки с начинкой из варенья, или сформировать сахарные плюшки.

Ещё раз искренне пожелаю, чтобы мои советы вам никогда не пригодились. Но если всё-таки вам придется ими воспользоваться – то надеюсь, что они помогут вам сэкономить и время и деньги в это непростое для вас время.

Обязательная традиция в дни поминовения усопшего - накрывать поминальный стол . Независимо от количества людей, собравшихся почтить память ушедшего человека, к поминальной трапезе следует подавать определенные блюда.

Обязательной частью поминальной трапезы считается кутья - каша из пшенных круп или риса с добавлением меда и сухофруктов . Это блюдо по религиозным представлениям символизирует воскрешение усопшего на том свете и как бы «услащает» его пребывание на небесах.

Кутью подают гостям в качестве первого блюда , соблюдая следующий порядок. Сначала блюдо приносят самым близким родственникам покойного, затем тарелки с кутьей ставят перед друзьями, коллегами и знакомыми усопшего.

Другое традиционное блюдо, которое следует ставить на поминальный стол, - блины . Блины, как и кутья, не просто кушанье, их появление на поминальном столе глубоко символично, они символизируют возрождение и продолжение жизни в ином мире. Блины готовят без начинки и подают с медом . Позаботьтесь также о том, чтобы на поминках на столе был кисель.Кисель для поминальных обедов готовили испокон веков, и будет правильно соблюсти эту давнюю традицию.

Раз уж речь зашла о напитках, упомянем, что на поминальном столе спиртному не место, особенно при выраженной религиозной составляющей обряда поминовения. Даже легкие вина на таких поминках будут неуместны. Если родные все же решенили дать возможность собравшимся помянуть покойного «не чокаясь» , помните о чувстве меры. Излишнее употребление алкогольных напитков на поминках может оскорбить чувства собравшихся и осквернить светлую память покойного.

Поминальная трапеза: что еще приготовить

Кроме кутьи, блинов и киселя в дни поминовения можно готовить супы, салаты, блюда из мяса (котлеты, жаркое), рыбы, картофеля, а также выпекать пироги. Традиционно все блюда готовятся по незатейливым рецептам , по-простому, без изысков и излишеств. Так, на поминальный стол можно поставить винегрет, сельдь под шубой, квашеную капусту, салат из огурцов и помидоров. Пироги лучше всего испечь с разными начинками: например, с рисом и рыбой, капустой и яйцом, грибами, уместны будут и сладкие пироги - с ягодами и сухофруктами.

Не столь важно, какого размера будет поминальный стол: большим, на несколько десятков гостей, или накрытым лишь для близких родственников. Более значимо его оформление - скромное, без помпезности и вычурности . Проследите, чтобы в посуде, скатертях и интерьере обеденного зала (если поминки проводятся в кафе или ресторане) преобладалиспокойные, приглушенные тона . Во время трапезы не торопите гостей и не спешите сами, пусть поминальный обед длится столько, сколько желают собравшиеся. Но все же мероприятие, посвященное памяти ушедшего человека, не должно перерасти в полуночные посиделки.

Постные поминки

Отдельно скажем о поминках, которые приходятся на дни Великого поста . В такое время поминальные столы принято накрывать исключительно постными блюдами, невзирая на то, соблюдают приглашенные люди пост или нет . Это значит, что полностью исключаются блюда из мяса, яиц, молока и других продуктов животного происхождения. Несмотря на наличие ограничений, поминальный стол, тем не менее, можно накрыть разнообразными, вкусными и сытными блюдами.

Рецепты постных блюд на поминки

Приготовить несложные блюда на поминальный стол по силам каждому, независимо от кулинарных способностей и религиозности. Главное - делать это с благими мыслями и светлой памятью об ушедшем человеке.

Кутья из риса с сухофруктами

Крупу и сухофрукты предварительно следует ополоснуть и на некоторое время замочить в воде. Затем рис нужно поставить на медленный огонь и готовить, помешивая, около 20 минут. После этого следует слить оставшуюся воду и ополоснуть рис. К готовой каше можно добавить порезанные на кусочки сухофрукты, мед и мак (по желанию). Такой же порядок приготовления следует соблюдать, если на поминальный стол будет подаваться кутья из пшеничных круп.

Постные блины и пироги

В рецепте не должно быть молока и яиц, а значит, тесто готовится из муки, дрожжей, сахара и соли. Все это следует разбавить теплой водой, добавить немного растительного масла и оставить на некоторое время, пока тесто не дойдет до готовности. Тесто для постных пирогов можно приготовить по такому же принципу, выбрав для начинки любые овощи, ягоды или сухофрукты.

Кисель на поминки

Сначала нужно довести до кипения воду и, помешивая, добавить в нее разбавленный в прохладной воде крахмал и сахар. Когда кисель загустеет, следует влить фруктовый или ягодный сироп. Перед тем как ставить на стол, кисель остужают.

По традиции, поминальные блюда освящают в храме . Если такой возможности нет, на стол можно поставить стаканы с освященной водой. После завершения поминальной трапезы позаботьтесь, чтобы гости не ушли с пустыми руками. Оставшиеся блюда можно раздать соседям или угостить коллег на работе, попросив их помянуть близкого вам человека.

Как правильно проводить поминки в пост? Этот вопрос священникам часто задают люди, которые совсем недавно проводили в мир иной близкого человека. Ведь нашему народу свойственно с особым почтением относиться к умершим и ко всем обрядам, которые, как мы верим, облегчают их загробную участь, поэтому родственники покойного стремятся все сделать в соответствии с правилами. Как и все православные ритуалы, обряд поминовения оброс толстым слоем суеверий и излишеств.

Прежде, чем перейти к вопросу, как организовать поминки в пост, стоит разобраться, что такое поминки и для чего они нужны. Я думаю, многие из нас сталкивались с печальными ситуациями, когда поминки превращались в рьяное буйство чуть ли не с песнями и плясками. Православная церковь крайне негативно относится к подобным явлениям, более того, священнослужители постоянно напоминают верующим, что поминовение , а тем более на поминках в пост, недопустимо! В этом вопросе не допускается понятие «мера» – спиртных напитков на поминальном столе не должно быть вообще. К сожалению, даже понимающим это людям часто приходится переступать через благочестие, идя на поводу у недовольных родственников.

Можно ли проводить поминки в Великий Пост?

Традиционно поминальную трапезу устраивают трижды: в день смерти, на 9-й и 40-й дни. При поминках в Великий Пост в это правило вносятся определенные коррективы: в период Великого Поста, если 9-й или 40-й день выпадают на будни, то поминальный обед переносят на субботу или воскресенье (кроме Вербного). Поминки в день похорон организовывать можно, но желательно делать это в соответствии с правилами постного рациона: в среду и пятницу подавать к столу пищу без растительного масла. Если за поминальным столом будет присутствовать много не постящихся, нужно пойти на уступки – разнообразить стол блюдами из рыбы и прочих морепродуктов.

Поминки в Великий Пост не допускают спиртное: на стол можно поставить компоты, соки, квасы, минеральную воду. Совершенно недопустим (не только на поминках в пост, но и всегда) обычай ставить перед фотографией покойного рюмку водки, накрытую хлебом – это оскорбляет память умершего и православие в целом. Ведь христиане верят в то, что физиологические функции организма недоступны душе – она сбрасывает с себя тело, словно оболочку, воспаряя на небеса, поэтому и наши низменные потребности ей уже не нужны. Поминки в Рождественский, Успенский и Петров посты проходят по тем же правилам, если же Вы сомневаетесь в правильности выбора даты, то стоит проконсультироваться с православным священником.

Поминки в пост и молитва за упокой

Подготавливая поминки во время церковного пост, не забывайте, что покойному меньше всего нужны посиделки родственников и друзей. Родственники делают это прежде всего для себя: ведь становится намного легче на душе после того, как посидишь за одним столом с теми, кто хорошо знал умершего, поговоришь с ними, повспоминаешь разные ситуации. На поминках и поддержат, и успокоят, и складывается ощущение, что «отпустил» родную душу. Но самое главное, что нужно покойным – усердная молитва об упокоении их души.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх